Некоторые события погружаются в прошлое, как
фотография в проявитель: чем больше проходит времени, тем более
актуальными они становятся и тем более глубокий смысл приобретают.
Смешно,
что иногда это относится и к, казалось бы, навязшим в зубах, банальным,
наповал убитым школьной зубрежкой событиям типа Великой Октябрьской
Социалистической революции.
Вроде бы все уже давным-давно
известно: и не революция это, а переворот, как именовался самим
организаторами чуть ли не первые десять лет; и весьма относительно
«социалистическая»; и штурм Зимнего больше напоминал отлитое в анекдоте
«пиво в Зимнем - ура...», чем запечатленное в эйзенштейновской
псевдодокументалке... И борьба большевиков-то с белыми была борьбой
влияний Германии и Антанты, и везли-то Ленина и компанию (как я
прочитал на русскоязычном рекламном щите не где-нибудь, а в центре
Лондона), как «чумные бациллы»... И хуже надругательства над любой
идеей, чем «верный последователь товарищ Зюганов» придумать нельзя...
Почему же вроде бы, распятая и растоптанная тема революции не уходит из общественного сознания?
Почему
правящая бюрократия готова назначить национальным праздником буквально
все, что угодно, кроме 7-8 ноября и соседних дней (подлинный день
изгнания поляков из Кремля - 9 ноября, как об этом многократно
писалось), но достаточно близкую к ним дату, чтобы отвлечь, оттянуть
общественное мнение от ставшего неприемлемым праздника «примирения и
согласия»? Почему опять начинается вакханалия переименований - пока на
вокзалах и беззащитных дотационных городах типа Кирова? Почему на
телевидении под видом многообразных документальных лент развязана
подлинная вторая гражданская война против большевизма и его ужасов?
При
этом никакого злого умысла у правящей нами бюрократии нет и быть не
может. Ведь ее массовый интеллектуальный и профессиональный уровень
таков, что речь может идти лишь о коллективном бессознательном, но не о
конкретных продуманных комбинациях по трансформации общественного
самосознания.
Причина неутолимой, неиссякающей ненависти ко
всему советскому, то есть к собственному прошлому, прорывающейся в
самых разнообразных действиях - от обвинения своей страны во всех
смертных грехах до попыток реабилитации разнообразных власовых и
подрабинеков, - значительно проще и вместе с тем глубже.
Правящая
бюрократия очень остро ощущает Советский Союз как классическое
государство, которое по-своему, часто неумело и неуклюже, в последние
десятилетия существования не просто неэффективно, но чудовищно
бездарно, - пыталось следовать общественному благу, пыталось, создавая
общество, тут же служить ему.
А нынешнее государство, заботливо
выращенное в нашей стране в последние годы, вылепленное буквально по
человечку и кабинетику, носит выраженный постмодернистский характер:
оно не должно никому и ничего, а является не более чем инструментом
личного обогащения своих топ-менеджеров, а саму идею общественного
блага отрицает как абсолютно враждебную. Понятно, что даже не
официально, а хотя бы вслух признать такой характер и такую
нацеленность государственности невозможно, и приходится пережевывать
подтухшую пропагандистскую жвачку прошлой эпохи, рассказывая
перерабатываемому если и не на мыло, то, как можно понять, на замки в
Швейцарии населению об усилиях по улучшению его жизни.
И на фоне
этого государства, напрочь не соответствующего собственной унылой и
убогой пропаганде, буквально любое мало-мальски реалистичное
воспоминание о Советском Союзе воспринимается как нестерпимо
оскорбительный упрек.
Более того: это воспоминание прямо
разрушает мифы, внедряемые правящей клептократией в общественное
сознание для личного обогащения.
В самом деле: мы практически
готовы признать, что не существует обществ без безработицы - и вдруг
вспоминаем: да как же не существует, когда мы сами жили в таком!
Нам
объясняют, что бесплатное качественное здравоохранение невозможно в
принципе, и мы уже готовы согласиться, но нащупываем на левом плече
впадинку от прививки, сделанной нам в забытом детстве, - и
спохватываемся: мы же жили в таком обществе!
Нам рассказывают
про невозможность массового бесплатного качественного образования, - но
поколение, успевшее получить образование «при проклятых Советах»,
получило такое образование - и это помнят даже его дети.
Наконец,
нам рассказывают про неизлечимость коррупции в России, - но мы помним,
что в Советской России коррупции в ее сегодняшнем понимании попросту не
было. И простая бытовая память нашего народа, самим фактом своего
существования отрицая нынешнюю ложь и нагло торжествующую алчность,
лишает их всякой возможности самооправдания и тем самым права на
существование.
Естественно, что эта память является главным
врагом правящей клептократии, подлежащей уничтожению.Пора посмотреть
правде в глаза: у нас нет политической оппозиции. Ее место занимает
простая человеческая, бытовая память.
Именно ее пытается
оболгать, опорочить и в конечном счете стереть правящая клептократия,
превратив нас в «Иванов, не помнящих родства», - потому что, пока
население нашей страны помнит свое прошлое, оно может вернуть его,
превратившись из безропотного сырья для личного обогащения
коррупционеров в народ - историческую общность людей, осознавших свои
интересы и вернувших себе способность их защищать.
И в этом
случае места для тех, кто «разрешил врать и воровать и назвал это
демократией и рынком», в нашей стране больше не останется.
Для
них это вопрос выживания. Именно поэтому они стараются всеми силами
затоптать прошлое нашей Родины. Именно поэтому им нельзя позволить это
сделать. Да: в нем было много ужасного.
Но Советский Союз,
начавшийся как отрицание эксплуатации человека человеком, хоть и пришел
очень быстро к эксплуатации человека государством, до последних дней
своего существования достаточно последовательно и эффективно сдерживал
частный произвол и частное насилие. Да, - заменяя их государственным, -
но тем не менее создаваемая им система была несравненно более
гуманистична, чем желаемая современными западными конкурентами, и самим
своим существованием вынуждала их развивать непроизводительную, а для
либералов и прямо ненавистную социальную сферу.
И Советский Союз
был значительно более гуманистичным и мягким государством и обществом,
чем современные ему западные государства и тем более нынешняя
«либерально-демократическая» Россия.
Чтобы овладеть будущим, надо сначала овладеть своей историей. Чтобы победить правящую клептократию в битве за будущее, надо сначала отстоять от нее свое прошлое.