Борьбой
раввинов за «кошерный Интернет» в Израиле никого не удивить – эта тема
регулярно возникает в проповедях, на страницах религиозной прессы, а
также в «настенной агитации» — многочисленных плакатах и афишах.
Последние несколько дней главные израильские новости появлялись
преимущественно в разделе уголовной хроники. Израильские спецслужбы
доложили о задержании некого Яакова (Джека) Тейтеля из поселения
Швут-Рахель (известный правый экстремист был взят с поличным во время
расклеивания подстрекательских листовок, направленных против
израильского гей-сообщества, а затем якобы сознался в совершении
нескольких политических терактов). Едва ли не на следующий день полиция
рапортовала о задержании некого Дмитрия Карлика, подозреваемого в
жестоком убийстве целой семьи, включая маленьких детей. Практически
тогда же в Москве был убит известный израильский бизнесмен, бывший
советский шпион Шабтай Калманович, в Петах-Тикве был задержан 23-летний
педофил… В общем, СМИ было о чем писать. Поэтому сообщение о новой
кампании, начатой израильскими раввинами, осталась практически
незамеченной.
В ортодоксальных общинах уже много лет активно используются
разнообразные фильтры, блокирующие доступ с персонального компьютера к
определенным сайтам. Большинство таких фильтров настроено на
порнографию, но есть и более радикальные варианты. Так, система Koogle
блокирует не только недостаточно скромные фотографии и картинки, но и
изображения предметов, запрещенных в ультраортодоксальных общинах –
например, телевизоров. Техника, однако, не стоит на месте – сегодня
зайти в сеть можно не только из дома,
но и с мобильного телефона. Поэтому недавно несколько раввинов
обратились к телефонным компаниям с призывом вступить в сотрудничество
с фирмой «Римон-интернет» и вместе с ней разработать кошерные фильтры
для мобильников. При этом раввины обещали всяческую поддержку той
фирме, которая первой предложит религиозным потребителям свои услуги.
В принципе борьбой раввинов за «кошерный Интернет» в Израиле никого
не удивить – эта тема регулярно возникает в проповедях, на страницах
религиозной прессы, а также в «настенной агитации» — многочисленных
плакатах и афишах, которыми обклеены все религиозные кварталы страны.
Интересен в данном случае состав участников. Обычно на этом фронте
заметны, прежде всего, ультраортодоксы. Наиболее радикальные из них
предлагают вовсе запретить Интернет и домашние компьютеры как источник
абсолютного и неконтролируемого зла. Большинство ультраортодоксальных
раввинов, однако, понимают, что в наши дни это совершенно невозможно, и
пытаются лишь максимально ограничить использование опасных девайсов:
запрещают иметь дома Интернет иначе как для работы, требуют обязательно
пользоваться кошерными фильтрами, блокирующими проблематичные сайты и
т.д. Нынешняя же кампания характерна тем, что среди раввинов,
поставивших свои подписи под обращением к телефонным компаниям, нет ни
одного ультраортодокса: все подписанты – очень известные люди в
религиозно-сионистском лагере.
Среди раввинов, подписавших обращение, — представители практически
всех течений национально-религиозного лагеря, от раввина Давида Става,
имеющего репутацию либерала, до раввинов Элиягу и Шапиро,
представляющих «правое» крыло, близкое к ультраортодоксии. Правда, что
касается последнего, то им, с большой вероятностью двигали и личные
интересы – рав Иегошуа Шапиро тесно связан упомянутой выше фирмой
«Римон-интернет». Однако остальные подписались исключительно «за идею».
Вполне понятно, что двигало раввинами, включившимися в кампанию за
расширение кошерного Интернета. Порнография недопустима с точки зрения
всех, даже самых либеральных, течений ортодоксального иудаизма.
Порносайты действительно могут послужить камнем преткновения для
подростка, особенно религиозного, чье общение с противоположным полом
более ограничено, чем у светских сверстников, зато сексуальных табу –
гораздо больше. Поэтому вполне естественно, что раввины, большинство из
которых также являются преподавателями, хотят любой ценой оградить
молодежь от лишних проблем и соблазнов. И тем не менее, нынешняя
кампания в определенной степени симптоматична.
Главный водораздел между религиозными сионистами и ультраортодоксами
проходит по линии отношения к государству Израиль. Однако между двумя
течениями есть и целый ряд других существенных различий.
Ультраортодоксы в принципе полагают современный
мир источником опасности и соблазнов, а потому стараются максимально
отгородиться от него с помощью самоизоляции и запретов. Религиозные
сионисты, напротив, стремились максимально полно участвовать в
«нормальной» жизни
общества, придерживаясь при этом законов Торы. Это различие проявлялось
в самых разных вещах, например, в выборе местожительства:
ультраортодоксы предпочитали жить в своих кварталах, религиозные
сионисты охотно селились в обычных районах, бок о бок со светскими
израильтянами.
Однако в последние годы у части национально-религиозного лагеря все
чаще проявляются разочарование в прежней линии и тяготение к
ультраортодоксальным решениям. Наиболее заметно это в жилищной сфере –
все больше религиозных сионистов переселяются либо в поселения за
зеленой чертой, либо в отдельные городские кварталы. Но есть и другие
симптомы – например, отношение к телевидению: если поколение назад
телевизор в семье религиозных сионистов был нормой, то сегодня многие,
подобно ультраортодоксам, отказываются от него по
религиозно-идеологическим соображениям.
Теперь вот возникла проблема с Интернетом – и выясняется, что в
арсенале раввинов-сионистов нет решительно никаких оригинальных
средств, кроме как взятых из ультра-ортодоксального арсенала: закрыть,
перекрыть и не допустить.
При этом сами раввины почти наверняка знают, что в конечном итоге
эта тактика обречена, особенно на этом фронте: даже если завтра удастся
написать программу, блокирующую доступ к проблемным сайтам с
мобильников, послезавтра технологи придумают что-нибудь новое, и все
придется начинать сначала. Поэтому если национально-религиозная община
не хочет закрываться в гетто, необходимо принципиально иное решение –
которого у раввинов-сионистов, как выясняется, нет.
Впрочем, сильно винить их в этом, вероятно, не следует. Поскольку
есть подозрение, что они в этом не одиноки и что священнослужители
других конфессий вряд ли могут похвастаться, что знают эффективное
решение этой проблемы.