Пять бывших республик советской Средней Азии после обретения
независимости в 1991 году неуклонно повышают свой статус благодаря
геостратегическому положению и богатству энергоресурсов. Сейчас они
являются объектами сложной политической игры между Россией, Китаем, США
и Европой.Эксперт Совета по международным отношениям Ивэн
Фейгенбаум, в прошлом занимавший ответственные посты в госдепартаменте,
считает, что на нынешнем этапе у Вашингтона есть возможности повысить
уровень своего партнерства со странами Центральной Азии:
«Мы
поддерживали их в период становления государственности. Сейчас мы
должны развивать торговлю и инвестиции, одновременно поощряя усилия по
установлению более открытого, плюралистического общества. Ключевым
моментом в этом должна стать прокладка новых магистралей для
транспортировки энергоносителей».
Иной видится картина
специалисту по Евразии Полу Гоблу: «Страны Центральной Азии могут
напрямую торговать с Китаем. Это делает китайский рынок весьма
привлекательным для них. Однако ситуация в регионе непростая. Пекин
настороженно следит за событиями в Центральной Азии, поскольку они
влияют на настроения уйгуров в Синьцзяне. А Китай старается, во что бы
то ни стало, избежать очагов нестабильности на своих границах».
«Судя
по многим признакам, в Центральной Азии назревает буря, - продолжает
Гобл. - На фоне бурного демографического роста там наблюдается спад
экономики. Авторитарные режимы завинчивают гайки. В подобных условиях
нельзя исключить волнений, распада властных структур и усиления
терроризма. В ближайшие 10-20 лет Центральная Азия рискует превратиться
в более крупный источник антизападного терроризма по сравнению с
арабским миром».
Журналист из Кыргызстана Алишер Хамидов
указывает в этой связи, что авторитарные режимы региона пользуются
страхами Запада перед терроризмом для ущемления прав человека и
подавления политического инакомыслия:
«В последние 10 лет в
Кыргызстане, да и во всей Центральной Азии мы видим резкое сокращение
западной поддержки демократическим свободам и правам человека. Я
ежедневно разговариваю с правозащитниками, с активистами НПО в этих
странах. Они в один голос заявляют, что демократизация отодвинута на
второй план на переговорах между местными руководителями и Евросоюзом,
США и другими странами. Это приводит в уныние».
В качестве
примера Хамидов приводит принятое в октябре решение ЕС снять эмбарго на
продажу оружия Узбекистану. Санкции на Ташкент были наложены после
расправы с демонстрантами в Андижане. Их отмена вызвала острую реакцию
поборников прав человека и свободы печати во всем регионе.
Пол
Гобл считает, что в Центральной Азии будут и далее укрепляться позиции
радикального ислама. Ивэн Фейгенбаум склонен видеть иную перспективу:
«После
падения советской власти в Центральной Азии, как и в других частях СССР
люди заново открывают свои традиционные культуры и религии.
Правительства опасаются, что некоторые их формы представляют для них
угрозу. Задача Запада - убедить власти новых государств не преследовать
возрождение ислама, поскольку репрессии и запреты толкают людей к
экстремистам, пробуждают в них симпатии к терроризму».
Эксперты
сходятся в том, что у Вашингтона в отношении Центральной Азии могут
превалировать и другие задачи. Главные из них - сохранение маршрутов
поддержки войск коалиции в Афганистане и поддержка политического и
экономического развития региона.