Вследствие терактов 11 сентября Соединенные Штаты запустили машину
военных расходов и начали ошеломительную военную кампанию. Практически
в одночасье были созданы огромные бюрократические структуры, самой
крупной из которых стало Министерство национальной безопасности, где
сегодня работает около 200 тысяч человек.
Продолжающиеся войны
в Ираке и Афганистане привели к смертям тысяч американских
военнослужащих и солдат союзников, сотен тысяч иракцев и афганцев
(большинство из них – мирные жители) и стоили американским
налогоплательщикам триллион долларов (и эта цифра продолжает расти).
И
все это произошло в атмосфере выдающегося политического климата,
который был по природе своей практически однопартийным, так как
демократы в Вашингтоне соревновались друг с другом в том, кто лучше
уступит требованиям администрации Буша, лишь бы продемонстрировать свое
жесткое отношение к терроризму.
Многие критики этой катастрофы
и многие из тех, кто по-прежнему защищают ее, говорят, что «глобальная
война с террором» стала новой формой внешней политики, сформированной
отсутствием великодержавных соперников и мутной, субнациональной
природой террористических врагов.
Однако, хотя невозможно
отрицать, что администрация Буша стала первопроходцем в области
расточительности и некомпетентности, большинство событий, имевших место
в период 2001-2008 годов, стали продолжением давних политических
традиций, сформированных за последние шестьдесят лет.
Соединенные
Штаты вступили в холодную войну из абсолютного обоснованного страха,
что Советский Союз, хотя и опустошенный войной с нацистской Германией,
может со временем расшириться в направлении ключевых промышленных
районов Западной Европы и Восточной Азии, если его не сдержать с
помощью американской силы. Однако, дав старт стратегии сдерживания,
американские архитекторы холодной войны открыли дверь для множества
отраслей промышленности, групп, действующих в интересах определенных
кругов, и циничных политиков, все из которых имели корыстный интерес в
доведении до предела противостояния с СССР и, со временем, с
коммунистами по всему миру, тем самым увековечивая стратегию
неуверенности в безопасности.
Из-за того, что Соединенные Штаты
уже давно защищены от возможных нападений двумя океанами – состояние,
названное историком К. Ванн Вудвордом (C. Vann Woodward) "свободной
безопасностью» – американские политики привыкли устраивать политические
игры в области внешней политики, и эта тенденция никуда не исчезла
после 1945 года.
Хотя СССР был эффективно сдержан уже к 1950-му
году, а Западная Европа и Япония решительно поддерживали Вашингтон, и
хотя Советы удерживались от прямого нападения на США с помощью призрака
взаимного ядерного уничтожения, многочисленные организации вместе с
политиками, считавшими паникерство холодной войны отличным способом
обеспечить себе победу на выборах, были совершенно не заинтересованы в
том, чтобы принять эту новую реальность.
Десятилетиями
американские стратеги изобретали причины для создания новых систем
вооружений, предупреждали о явной и непосредственной опасности и
воевали со странами, не представлявшими для Америки никакой угрозы. В
действительности мнение о том, что Соединенные Штаты сделали все
возможное, чтобы обезопасить себя в опасном мире, само по себе
превратилось в величайшую угрозу для паникеров, господствовавших в
официальном Вашингтоне. Как уместно выразился Джордж Киннан (George F.
Keenan), эти лидеры пристрастились к холодной войне.
С точки
зрения внутренней, если не международной, политики, глобальная война с
террором является продолжением американской холодной войны, а не
отходом от нее. И, как всегда, рост милитаризма США может быть
остановлен только демократическим сопротивлением.
Требование
президента Эйзенхауэра, прозвучавшее в его прощальной речи в 1961 году,
о том, что «бдительные и информированные граждане» должны противостоять
«катастрофическому подъему» военно-промышленного комплекса, остается
столь же верным сегодня, как и тогда.
Кэмпбелл Крэйг вместе с Фредериком Ложваллем (Frederik Logevall)
является автором книги "Холодная война Америки: политика неуверенности
в безопасности" (America's Cold War: the Politics of Insecurity). Он
преподает международные отношения в валлийском Университете Аберистуита
(Aberystwyth University).