Кризис сильно ударил по имиджу менеджеров, пишет в своей статье,
опубликованной в четверг в «Ведомостях», директор консультативной фирмы
«Пятерка» Давид Шустерман. Иначе и быть не могло: слишком много средств
вкладывалось в создание мифов о великих менеджерах, приносящих
инвесторам максимальную прибыль независимо от состояния рынка.
Интересно, что устойчивый миф создается без всякого учета реальности.
Вера в то, что есть такие чудесные люди - менеджеры, которым можно
доверить кошелек, а потом не уставая считать прибыль, не опирается ни
на общественно-политическую ситуацию, ни на состояние рынка товаров и
услуг, ни на рынок труда. Менеджмент определяется как
научно-практическая деятельность и подчиняется определенному количеству
системных законов. Взять, к примеру, действующий во всех странах мира и
в любых организациях, но постоянно забываемый в России закон Бира:
«Нельзя улучшить работу организации, улучшая работу одного ее
элемента». Известно также, что количество возможных воздействий на
управляемую менеджером организацию неизмеримо больше, чем есть у него.
Любой топ-менеджер мечтает хотя бы о малой доле тех возможностей,
которые есть у командира авианосца, потому что менеджеру приходится
иметь дело с людьми в гораздо большей степени, чем командиру корабля.
Менеджер общается с инвестором-хозяином, подчиненными и покупателями. У
каждого из этих людей есть потребности и мотивы, своя картина мира и
своя правда. Успешно взаимодействовать можно тогда, когда удается эти
правды как-то согласовать. Чего хочет любой инвестор? Он хочет за
небольшие деньги в короткое время получить максимальную прибыль. Чего
хочет топ-менеджер от подчиненного? Чтобы тот «раньше начал, позже
закончил, желательно без обеда» и работал бы таким образом за небольшой
оклад и без бонусов. Подчиненный хочет гарантированной занятости,
максимальной оплаты труда и максимальных бонусов при минимальной
нагрузке. Чего хочет от покупателя топ-менеджер? Ажиотажного спроса.
Покупатель при этом хочет на грош пятаков. Эти разнонаправленные
интересы менеджеру необходимо постоянно согласовывать, искать и
находить компромиссы. Только в этом случае он удержится в своем кресле.
В
мире и в России реально существуют менеджеры, которые работают в
обычных условиях и создают эффективные организации за счет своего ума и
таланта. Тем не менее менеджер - массовая профессия. Нельзя от массовой
профессии ожидать массовой гениальности. В лучшем случае менеджер - это
хорошо обученный профессионал с достаточным опытом работы. Мифы
необходимы хотя бы потому, что дарят надежду. Кризисы возвращают нас к
горькой реальности.