Издревле одним из основных видов головного убора в Центральной
(Средней) Азии является тюбетейка - вышитая мужская или женская
шапочка, получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»),
означающего верх, вершину чего-либо.
Существует великое множество тюбетеек, различающихся по форме,
цвету, предназначению и географии распространения. Так, например, в
Ферганской долине тюбетейки называются дуппи, по своей форме они резко отличаются от тюбетеек других регионов Центральной Азии.
О разновидностях и способах изготовления дуппи корреспонденту
«Ферганы.Ру» рассказывает известный андижанский правозащитник Саиджахон
Зайнабитдинов, для которого этот вид головного убора на протяжении
многих лет является основным источником дохода.
По словам Зайнабитдинова, массовое распространение современные дуппи
получили во второй половине XIX века, после начала колонизации стран Средней Азии Россией, когда в Узбекистан
из этой северной страны стали завозить качественную, дешевую ткань и
столь же дешевую бумагу - основные компоненты для изготовления дуппи.
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан
В Ферганской долине производят два вида дуппи: Чуст-дуппи (высоко
возвышающиеся над головой тюбетейки), которые в Узбекистане носят,
преимущественно, жители Андижана и Самарканда, в Таджикистане - жители Худжанда и Душанбе, а в Кыргызстане
– жители Ошской и Джалалабадской областей, и Маргилан-дуппи (тюбетейки,
полностью облегающие голову), распространенные по всей Ферганской
долине, кроме Андижана.
Впрочем, и в Андижане некоторые жители носят Маргилан-дуппи. Это
зависит от вкуса человека и формы его головы – что кому больше идет.
Например, уроженец Андижана певец Шерали Джураев носит Маргилан-дуппи,
и она ему очень к лицу.
Саиджахон Зайнабитдинов
Андижанские ремесленники специализируются на изготовлении
Чуст-дуппи, которые различаются по более чем десяти видам вышивок,
называющихся в народе «гул» - «цветок». Исходя из рисунка и способа
изготовления, дуппи имеют различные названия, например, «Анжан» (от
названия города Андижана), «Инжик» («Капризный»), «Пахтаабад» - от
слова «хлопок», «Сетара» или «Три струны», «Товус» - «Павлин», «Хилал»
- «Полумесяц».
Одно
из распространенных названий дуппи – «тожик», по предположению
Зайнабитдинова, происходит не от национальной принадлежности, а от
слияния двух слов – «тож» («корона») и «жияк» («тесьма»). Но в
разговорной речи слово «Тожжияк», по всей видимости, трансформировалось
в слово «Тожик» - в русской транскрипции «Таджик».
Все разновидности тюбетеек отличаются друг от друга не только
особенностями орнамента, но и качеством изготовления, и,
соответственно, разнятся в цене. К примеру, базарная цена самой
распространенной дуппи для широкого потребления «Анжан» колеблется от 5
до 70 тысяч сумов ($1=1503 сума по официальному курсу),
«Шахрихан» - от 10 до 20 тысяч, «Инжик» - от 30 до 80 тысяч, а «Тожик»
- от 40 до 150 тысяч сумов. Однако цена дуппи, изготовленной по
индивидуальному заказу, может доходить и до 300 тысяч сумов.
Качество тюбетейки можно разглядеть только вблизи, хотя некоторые
знатоки «со стажем» способны определить его и на расстоянии. Самые
дорогие дуппи носят в Андижане, и, возможно, поэтому здесь этот вид
ремесла очень развит.
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан
Изготовление тюбетеек для Саиджахона Зайнабитдинова – семейный
бизнес: этим делом, помимо правозащитника, занимаются все пятеро его
детей – четверо сыновей и дочка.
- Изготовление дуппи - от закройки до прессовки - происходит в
шестнадцать этапов. Мы подключаемся на последнем этапе, - рассказывает
С.Зайнабитдинов. – Прессование, то есть, придание дуппи традиционной
формы – это чисто мужская работа, которая, в свою очередь, проходит в
пять этапов - каждый раз с разной целью. А все предыдущие пятнадцать
этапов выполняют наши надомницы. Также мы осуществляем общее
руководство: закупаем ткани, бумагу, нитки, тесьму, оплачиваем работу
надомниц и торгуем готовыми тюбетейками.
Одновременно изготавливается, в среднем, до пятнадцати тюбетеек.
Дважды в неделю – в четверг и воскресенье – дуппи выставляются на
продажу на местном базаре, этим, чаще всего, занимается дочь
Саиджахона-ака. Чистый доход от продажи составляет полтора к одному, то
есть, если тюбетейка продается за 15 тысяч сумов, то 10 тысяч из них
уходят на покупку материалов и оплату работы мастериц, а 5 тысяч
остаются в семье. Так как изготовление тюбетеек признано видом
народного промысла, налогами эта деятельность не облагается.
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан
Как предмет одежды тюбетейка имеет больше эстетическое, а в
некоторых случаях культовое, нежели практическое назначение, поскольку
совсем не греет и от дождя почти не спасает. По тюбетейке можно
определить характер человека, его материальный достаток, культуру,
степень религиозности и даже профессию. К примеру, коммерсанты
предпочитают дуппи разновидности «Тожик», хозяйственники – «Сетару»,
обыватели – «Анжан» или «Товус», рассказывает Саиджахон-ака.
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан
Большинство тюбетеек в Средней Азии отличает довольно стандартный
узор, и он далеко не случаен. Так, верхняя часть дуппи, как правило,
украшена четырьмя вышитыми изображениями стручковых перцев, которые с языческих времен на
Востоке зачастую вывешиваются у входов в жилища в качестве оберега от
сглаза. Так же и обладатели тюбетеек наивно полагают, что вышитые перчики
спасут их от наговора и помогут им в делах.
Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой
вокруг головного убора вышиты волнистые узоры, каждый из которых
символизирует собой один из зубцов или перьев короны. Всего таких
узоров шестнадцать - по четыре с каждой стороны.
Один из сыновей Саиджахона Зайнабитдинова - Мумин
Но не всякий обладатель тюбетейки в Андижане знает, что носит на
голове подобие королевской короны. Хотя именно андижанские тюбетейки
Чуст-дуппи, будучи нарочито высокими и имея такую форму, более всего
напоминают именно этот символ королевской власти.