Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Тюбетейка как символ «королевского» самосознания мусульман Средней Азии?
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

Издревле одним из основных видов головного убора в Центральной (Средней) Азии является тюбетейка - вышитая мужская или женская шапочка, получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»), означающего верх, вершину чего-либо.

Существует великое множество тюбетеек, различающихся по форме, цвету, предназначению и географии распространения. Так, например, в Ферганской долине тюбетейки называются дуппи, по своей форме они резко отличаются от тюбетеек других регионов Центральной Азии. О разновидностях и способах изготовления дуппи корреспонденту «Ферганы.Ру» рассказывает известный андижанский правозащитник Саиджахон Зайнабитдинов, для которого этот вид головного убора на протяжении многих лет является основным источником дохода.

По словам Зайнабитдинова, массовое распространение современные дуппи получили во второй половине XIX века, после начала колонизации стран Средней Азии Россией, когда в Узбекистан из этой северной страны стали завозить качественную, дешевую ткань и столь же дешевую бумагу - основные компоненты для изготовления дуппи.

В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан

В Ферганской долине производят два вида дуппи: Чуст-дуппи (высоко возвышающиеся над головой тюбетейки), которые в Узбекистане носят, преимущественно, жители Андижана и Самарканда, в Таджикистане - жители Худжанда и Душанбе, а в Кыргызстане – жители Ошской и Джалалабадской областей, и Маргилан-дуппи (тюбетейки, полностью облегающие голову), распространенные по всей Ферганской долине, кроме Андижана.

Впрочем, и в Андижане некоторые жители носят Маргилан-дуппи. Это зависит от вкуса человека и формы его головы – что кому больше идет. Например, уроженец Андижана певец Шерали Джураев носит Маргилан-дуппи, и она ему очень к лицу.

Саиджахон Зайнабитдинов
Саиджахон Зайнабитдинов

Андижанские ремесленники специализируются на изготовлении Чуст-дуппи, которые различаются по более чем десяти видам вышивок, называющихся в народе «гул» - «цветок». Исходя из рисунка и способа изготовления, дуппи имеют различные названия, например, «Анжан» (от названия города Андижана), «Инжик» («Капризный»), «Пахтаабад» - от слова «хлопок», «Сетара» или «Три струны», «Товус» - «Павлин», «Хилал» - «Полумесяц».

Одно из распространенных названий дуппи – «тожик», по предположению Зайнабитдинова, происходит не от национальной принадлежности, а от слияния двух слов – «тож» («корона») и «жияк» («тесьма»). Но в разговорной речи слово «Тожжияк», по всей видимости, трансформировалось в слово «Тожик» - в русской транскрипции «Таджик».

Все разновидности тюбетеек отличаются друг от друга не только особенностями орнамента, но и качеством изготовления, и, соответственно, разнятся в цене. К примеру, базарная цена самой распространенной дуппи для широкого потребления «Анжан» колеблется от 5 до 70 тысяч сумов ($1=1503 сума по официальному курсу), «Шахрихан» - от 10 до 20 тысяч, «Инжик» - от 30 до 80 тысяч, а «Тожик» - от 40 до 150 тысяч сумов. Однако цена дуппи, изготовленной по индивидуальному заказу, может доходить и до 300 тысяч сумов.

Качество тюбетейки можно разглядеть только вблизи, хотя некоторые знатоки «со стажем» способны определить его и на расстоянии. Самые дорогие дуппи носят в Андижане, и, возможно, поэтому здесь этот вид ремесла очень развит.

В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан

Изготовление тюбетеек для Саиджахона Зайнабитдинова – семейный бизнес: этим делом, помимо правозащитника, занимаются все пятеро его детей – четверо сыновей и дочка.

- Изготовление дуппи - от закройки до прессовки - происходит в шестнадцать этапов. Мы подключаемся на последнем этапе, - рассказывает С.Зайнабитдинов. – Прессование, то есть, придание дуппи традиционной формы – это чисто мужская работа, которая, в свою очередь, проходит в пять этапов - каждый раз с разной целью. А все предыдущие пятнадцать этапов выполняют наши надомницы. Также мы осуществляем общее руководство: закупаем ткани, бумагу, нитки, тесьму, оплачиваем работу надомниц и торгуем готовыми тюбетейками.

Одновременно изготавливается, в среднем, до пятнадцати тюбетеек. Дважды в неделю – в четверг и воскресенье – дуппи выставляются на продажу на местном базаре, этим, чаще всего, занимается дочь Саиджахона-ака. Чистый доход от продажи составляет полтора к одному, то есть, если тюбетейка продается за 15 тысяч сумов, то 10 тысяч из них уходят на покупку материалов и оплату работы мастериц, а 5 тысяч остаются в семье. Так как изготовление тюбетеек признано видом народного промысла, налогами эта деятельность не облагается.

В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан

Как предмет одежды тюбетейка имеет больше эстетическое, а в некоторых случаях культовое, нежели практическое назначение, поскольку совсем не греет и от дождя почти не спасает. По тюбетейке можно определить характер человека, его материальный достаток, культуру, степень религиозности и даже профессию. К примеру, коммерсанты предпочитают дуппи разновидности «Тожик», хозяйственники – «Сетару», обыватели – «Анжан» или «Товус», рассказывает Саиджахон-ака.

В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова
В мастерской Саиджахона Зайнабитдинова, Андижан

Большинство тюбетеек в Средней Азии отличает довольно стандартный узор, и он далеко не случаен. Так, верхняя часть дуппи, как правило, украшена четырьмя вышитыми изображениями стручковых перцев, которые с языческих времен на Востоке зачастую вывешиваются у входов в жилища в качестве оберега от сглаза. Так же и обладатели тюбетеек наивно полагают, что вышитые перчики спасут их от наговора и помогут им в делах.

Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора вышиты волнистые узоры, каждый из которых символизирует собой один из зубцов или перьев короны. Всего таких узоров шестнадцать - по четыре с каждой стороны.

Один из сыновей Саиджахона Зайнабитдинова
Один из сыновей Саиджахона Зайнабитдинова - Мумин

Но не всякий обладатель тюбетейки в Андижане знает, что носит на голове подобие королевской короны. Хотя именно андижанские тюбетейки Чуст-дуппи, будучи нарочито высокими и имея такую форму, более всего напоминают именно этот символ королевской власти.

Категория: Исламские новости | Просмотров: 2732 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 5.0 | |

Источник: http://www.ferghana.ru/article.php?id=6364

Автор: Юсуф Аскаров

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана