Общепризнанно, что Афганистан - уникальное место, где совпадают
интересы практически всех значимых региональных и международных
игроков. США, европейские страны, Китай, Индию, центральноазиатские
государства и даже Иран объединяет нежелание видеть талибов в Кабуле.
Но афганская ситуация развивается неблагоприятно, все очевиднее
отсутствие стратегии и цели предпринимаемых действий. Чтобы их
сформулировать, необходимо оценить, в чем состоит конкретная
заинтересованность наиболее важных участников политического процесса,
прежде всего России и Соединенных Штатов.
Для
администрации президента Обамы Афганистан - частное проявление
глобальной проблемы: как обновить американское лидерство в мире. Уход
из Афганистана без установления там хотя бы относительно управляемой
ситуации означал бы серьезный удар по престижу США и НАТО.
Президентские
выборы показали, что попытка придерживаться даже условно
демократических процедур чревата полным хаосом. Намерение командующего
Стэнли Маккристола повторить иракский опыт - усиление военного
контингента, стабилизация положения, подготовка местных сил,
постепенная передача им функций управления - в Афганистане едва ли
будет работать. Ирак - намного более упорядоченная страна, стоящая на
иной ступени социальной организации.
Для России Афганистан -
региональная проблема, влияющая или способная повлиять на конкретные
аспекты безопасности. В первую очередь, Москва считает главной угрозой
стремительный рост наркотрафика из соседней страны. За годы пребывания
в Афганистане западной коалиции, объемы экспорта наркотиков выросли
многократно. Борьба с этим злом не относится к числу первейших
приоритетов США и НАТО, что объяснимо - попытка ликвидировать данный
источник дохода местного населения чревата резкой дестабилизацией и
дальнейшим снижением управляемости.
Кроме того, возвращение
талибов будет означать рост угрозы для Центральной Азии, с которой
Россия связана союзническими обязательствами. Само движение «Талибан»
вряд ли нацелено на внешнюю экспансию, его задача - консолидация власти
в руках пуштунского большинства. Опасность, однако, может исходить от
экстремистов неафганского происхождения, в том числе выходцев из
соседних центральноазиатских государств, которые снова захотят
использовать эту страну в качестве перевалочного пункта.
Наконец,
есть проблема общего баланса сил в центральной Евразии, которая
затрагивает интересы не только Москвы, но и Пекина. Как известно, еще в
2005 году Шанхайская организация сотрудничества по инициативе КНР
поставила вопрос о сроках американского присутствия в регионе. Ответа
на него до сих пор нет, и связано это не в последнюю очередь с
отсутствием понимания целей этого присутствия - как в Вашингтоне, так и
в других столицах.
Наиболее конфликтным сценарием будет
следующий - США начнут вывод войск из Афганистана, придя к выводу о
бесперспективности пребывания там. Но поскольку гарантий мира в стране
нет, американские силы постараются на случай негативного развития
событий остаться в регионе - в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, а,
возможно, и Казахстане. Нетрудно представить, какую реакцию закрепление
Соединенных Штатов в стратегически важном и богатом энергоносителями
центральноазиатском регионе вызовет у России и Китая.
Есть ли приемлемый для всех выход?
Во-первых,
проблемы Афганистана должны решаться в региональном контексте с
привлечением существующих там структур, прежде всего ШОС, где важную
роль играет КНР, и Организации Договора коллективной безопасности
(ОДКБ), в которой солирует Россия. ШОС может стать политическим
гарантом (рассчитывать на военно-стратегическое участие Китая не
приходится, Пекин принципиально избегает участия в конфликтах, которые
его напрямую не затрагивают), ОДКБ - взять на себя гарантии
безопасности - вряд ли в самом Афганистане, но точно по его периметру.
При правильном балансе интересов, региональные институты способны
сыграть более полезную роль, чем НАТО. Очевидно, что в Европе афганская
кампания непопулярна, и европейские союзники США не видят никаких
оснований находиться там, кроме обязанности проявлять солидарность с
Вашингтоном. Между тем, для государств центральной Евразии будущее
Афганистана имеет судьбоносное значение, соответственно это повлияет и
на их готовность брать на себя какие-то обязательства.
Во-вторых,
вопрос противодействия наркотикам может стать объединяющим, и здесь
объективная заинтересованность Европы выше. Проблема столь масштабна,
что требует широкого и комплексного подхода, но если американское
руководство проявит готовность включить эту тему в число приоритетов,
можно ожидать отклика не только с российской стороны, но и от других
стран, включая и Иран.
В-третьих, во избежание стратегической
конкуренции в регионе требуется четкая координация шагов. Усилия России
сконцентрированы сегодня на превращении ОДКБ в дееспособную
военно-политическую организацию. Как показывает практика общения Москвы
с партнерами, осуществить это весьма непросто. Но, вопреки
господствующему на Западе мнению, усиление ОДКБ не направлено против
США, а призвано повысить общую готовность к различным вариантам
развития событий. Диалог с участием НАТО, ОДКБ, ШОС, США, Россией,
Китаем необходим для определения границ совместных действий. Это,
безусловно, будет трудный разговор, поскольку доверие между великими
державами оставляет желать лучшего. Но в противном случае каждая из
заинтересованных сторон начнет принимать меры безопасности в
одностороннем порядке, и объективное совпадение интересов по
Афганистану обернется острыми конфликтами.