По данным недавнего опроса, проведенного в преддверии 210-летия со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, 62% россиян после окончания школы никогда не перечитывали русских классиков.
60 процентов не читают Пушкина. Много это или мало? 40 процентов читают Пушкина. Много это или мало?
Сравнительно с чем?В СССР было принято сравнивать с тем, как это было в 1913 году; в наше время для сравнения берут последнее десятилетие брежневского правления, поскольку мы – те, кто считает и сравнивает, – учились при Брежневе, и для нас естественно сопоставлять с тем периодом, когда вода была мокрее.
Да, действительно, останови тогда любого на улице, и он тебе бодро отрапортует про крестьянина, который, торжествуя, несется рысью куда-то там как-нибудь... Советская школьная программа планомерно и настойчиво вкладывала в голову своего подопечного определенный "набор” русской классической литературы. В организованном порядке, где шаг вправо, шаг влево означал ПТУ, молодые люди в полной мере получали образы "лишних людей”, "дубину народной войны” и "луч света в темном царстве”.
Рассказы о том, что мы были самой читающей страной, – часть той художественно-виртуальной реальности, которая создавалась как сплав обязательного охвата масс и фильма "Кубанские казаки”. На самом деле страна жила в искаженном культурном пространстве. Мы не знали зарубежную литературу, нам были практически неведомы такие жанры, как научная фантастика, фэнтези, детектив.
В "самой читающей стране” книги подвергались жесточайшей цензуре, годами лежали в рукописях. Стругацких печатали на машинке и передавали из рук в руки, а "Мастера и Маргариту” приносили в фотокопиях на одну ночь. И что мы имеем в итоге? Отсутствие привычки мыслить самостоятельно, искать ответы, задавать дополнительные вопросы – делать то, на что нам в школе всегда говорили: "Сядь, Петров, и не высовывайся”.
Но даже самый пытливый школьник, который искренне тщится отыскать в литературе ответы на то, что пережили его родители и деды, не найдет их в классике. Достоевскому с его прозорливостью и присниться не могли ни ГУЛАГ, ни голощекинские реформы, ни затопленные баржи в Царицыне. А те вопросы, которые так волновали и трогали Тургенева и его современников – о тонких взаимоотношениях барышень и недоучившихся студентов, разрешились в бараках, в хрущобах, в трудовых лагерях. Что может сказать нам Чехов после ленинградской блокады?
Сегодня мы живем в полноценном литературном пространстве. Все, что хочется прочесть, можно получить в любом виде: в библиотеке, в магазине, в интернете; появились аудиокниги, которые страшно популярны; создаются экранизации, которые можно по-разному оценивать, но, тем не менее, они знакомят с базовыми произведениями литературы.
Кино; десятки новых театров; путешествия; интерес к духовной сфере, к религии... Современный молодой человек, студент живет более насыщенной информационной и культурной жизнью, чем комсомолец 80-х годов, который мог наизусть прочитать "Облако в штанах”.
Они читают то, чего мы в глаза не видели, кроме русского владеют иностранными, им помогает техника, к которой мы не знаем как подступиться, и... духовность – они свободнее нас, не поротые и не поровшие. Присмотритесь к ним, вслушайтесь в них, они же наши дети. И пожалуйста, научите их читать книги!