$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир» Выступление Президента РК Нурсултана Назарбаева обозначило контуры дальнейшего развития страны на будущую перспективу. Какие основные моменты внешнеполитического характера обозначил Глава государства в прямом эфире - на этот и другие вопросы корреспондента Казинформа ответил главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Санат Кушкумбаев.
Выступление Президента в очередной раз показало, что основные приоритеты во внешней политике страны расставлены, они очевидны и неизменны. Курс выверен, все цели определены, Казахстан и далее будет продолжать реализовывать основные постулаты внешней политики - многовекторность, прагматичность, сбалансированность. Безусловно, накануне председательства в ОБСЕ - это очень важный этап в жизни нашей страны. То, что было ранее анонсировано о планах Казахстана на посту председателя ОБСЕ, будет реализовываться, продолжаться, так как в условиях таких стран как Казахстан, подобных по масштабу, экономическому потенциалу, политическому весу, более прагматичных, более оптимальных концепций внешней политики еще не выработано. Основные внешнеполитические приоритеты Казахстана - Россия, Китай, страны Центральной Азии, США, новые партнеры - страны Европейского Союза, Азиатского региона. Тем самым, очевидно, что исходя из нашего географического и геополитического расположения, транспортной коммуникации, экономических связей, обусловлено продолжение реализации многовекторной внешней политики страны.
- В ходе «прямой линии» представители малого и среднего бизнеса высказали свою озабоченность в связи с формированием и началом действия со следующего года Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью. Что бы Вы могли отметить по этому поводу? - Я тоже разделяю озабоченность отечественных предпринимателей. Я предполагаю, что с 2011 года, когда де-юре будут введены эти полномасштабные правила и процедуры Таможенного союза, то малому и среднему бизнесу Казахстана необходимо быть более конкурентоспособным. К примеру, Россия - это рынок емкостью 145 миллионов потребителей, в этом плане казахстанский рынок будет представлять для производящих аналогичную продукцию российских бизнесменов 8-10% дополнительного ресурса. То есть они, учитывая прибавление казахстанского рынка к собственному расширению, будут более конкурентоспособными, так как емкость, производительность намного выше. Поэтому единственный путь для отечественных бизнесменов - необходимо кооперироваться с нашими соседями в технологической сфере, сфере малого и среднего бизнеса, производства стройматериалов, продукции сельского хозяйства, переработки пищевой продукции, экспорта смежных производств и так далее. И необходимо налаживать все эти технологические цепочки, чтобы быть более конкурентоспособными. Об этом, на мой взгляд, и говорил Глава государства, отмечая, что для стран-участниц Таможенного союза открываются огромные перспективы, в том числе и взаимные инвестиции.
- Президент отметил одним из главных перспектив функционирования Таможенного Союза возможность взаимных инвестиций. Какие дивиденды получит от этого страна в целом и казахстанские бизнесмены в частности?
- Взаимные инвестиции в формате Таможенного союза предполагают возможности для взаимопроникновения нашего капитала. Однако, не очевидно, что российская экономика является более мощным организмом, Казахстану просто необходимо спрогнозировать, попытаться создать различные многовариантные подходы, чтобы мы не оказались просто спутниковым государством. Поэтому Президент и подчеркнул в своем выступлении, что казахстанскому бизнесу необходимо быть более конкурентоспособным. Нурсултан Назарбаев всегда призывает к этому казахстанский бизнес, об этом же он говорил на вручении премии в сфере бизнеса «Алтын сапа». В свою очередь государство для повышения конкурентоспособности отечественных предпринимателей оказывает последнему институциональную и юридическую поддержку, поэтому все зависит только от самих бизнесменов.
- Изменится ли внешнеполитический курс Казахстана со вступлением нашей страны в Таможенный союз?
- Хотя Россия и занимает ведущие позиции во внешнеторговом обороте Казахстана, но сейчас тенденции таковы, что Китай, Европейский Союз и более дальние государства становятся важными партнерами нашей внешней торговли. И это уже является трендом разновекторности внешнеэкономических связей Казахстана. А, в свою очередь, экономика диктует продолжение политики. И это очевидно, что мы диверсифицируем наши риски, экономические связи, внешнеполитический курс.
- В своем выступлении Н.Назарбаев главным внешнеполитическим событием Казахстана в будущем году обозначил председательство страны в ОБСЕ. Что бы Вы могли отметить по этому поводу?
- Председательство в ОБСЕ - действительно главное событие. Все три измерения этой организации - военно-политическая, экономико-экологическая, гуманитарная - являются равноценными для нас, мы не собираемся, и это совершенно справедливо было подчеркнуто Президентом, делать акцент только лишь на одном из них. Нам, как председателю, очень важно во всех трех измерениях продолжить то, что было наработано нашими предшественниками и внести свои предложения, не выделяя и не делая приоритетным один из них. Второй аспект, конечно же, желание и намерение Казахстана переподтвердить многие основополагающие ценности ОБСЕ. Так как уже на протяжении последних 35 лет, когда был начат Хельсинский процесс, и в следующем 2010 году все страны-члены данной организации будут отмечать этот юбилей и 20-летие Парижской хартии для новой Европы, принятой в ноябре 1990 года на саммите ОБСЕ, не наблюдалось практически ни одного важного тренда. Поэтому Казахстан может придать «новое дыхание» этой организации, привнести, скажем, прибавочную стоимость, добавочный капитал. Но, конечно же, речь не идет о кардинальной переструктуризации организации. На мой взгляд, 75% вопросов действующего председательства в ОБСЕ - это расписанные правила и процедуры, и только четверть - инициатива и активность той или иной страны. И в этом плане, данные 25% вопросов для Казахстана уже определены, где нам придется продолжить логичные действия, которые предпринимались другими председательствующими странами, к примеру, Финляндией в 2008 году, Грецией в 2009 году. Казахстан же должен продолжить эти наработки и передать их Литве в 2011 году. Но стремление придать основополагающим ценностям ОБСЕ «новое дыхание» не значит, чтобы в течение одного года председательства внести что-то кардинально новое. Здесь скорее подразумевается то, чтобы не забывали основополагающие ценности Хельсинского процесса. Как уже говорилось, в 1975 году все страны-члены ОБСЕ приняли на себя обязательства и потом уже переподтвердили их на Парижском саммите, приняв Хартию для новой Европы, которая стала тем символическим этапом, барьером в период окончания Холодной войны. И здесь важно, чтобы мы не создавали новые барьеры между государствами. Также Президент отметил, что Казахстан на посту председателя ОБСЕ вынесет на обсуждение урегулирование ситуации в Афганистане, так как уже на протяжении последних 30 лет данный вопрос оказывает не только региональное воздействие, но и распространяется на всю Евразию, в том числе и на европейскую безопасность.
Другими немаловажными измерениями деятельности ОБСЕ являются так называемые «замороженные» конфликты в евроатлантической и евразийской зонах безопасности. Это, в первую очередь, Кавказ, Молдова, проблемы бывшей Югославии. И здесь Казахстан будет поддерживать, как и ранее, сбалансированный подход с учетом всех стран-членов ОБСЕ, учитывая также мнение стран, входящих в тройку ОБСЕ. На сегодня это Финляндия, Греция, Казахстан, а со следующего года в него войдет председатель организации 2011 года - Литва. Естественно, что Казахстан должен будет согласовывать, соизмерять свои инициативы не только в масштабах тройки, но и в более широком контексте, то есть с ключевыми участниками ОБСЕ, чтобы все наши позиции и действия были результативны, во имя всеобщих целей кооперативной безопасности, которые будут неделимы для евроатлантической и евразийской зон.
|