Чем меньше времени остается до новогодних праздников, тем больше
списков «лучшего чего-нибудь» появляется в прессе. Британские издания
охватила мания подводить итоги сразу первого десятилетия XXI века,
которое, правда, закончится только через год. В результате
многочисленные ТОП-100 по лучшей литературе, кинематографу и музыке
«нулевых» оккупировали весьма неожиданные фигуры, в числе которых Барак
Обама, Лев Толстой, Джейсон Борн, Майкл Мур, Александр Сокуров и Arctic
Monkeys.
Критерии отбора «самых-самых» фильмов, альбомов и
книг последнего десятилетия довольно условны. Только некоторые издания
проводили опросы среди читателей, большинство прямо взяли
«ответственность на себя» и составляли рейтинги, исходя из мнения своих
обозревателей. Получившиеся в итоге списки весьма cложно назвать гидом
по культуре XXI века: состав номинантов неоднозначен, а пояснения их
«самости» − субъективны. Также бросается в глаза, что авторы
большинства топовых работ – американцы, имеющие в своем активе, помимо
таланта, несколько престижных премий и хороших маркетологов, сообщает
деловая газета «Взгляд».
Среди самых неожиданных текстов списка
− Отчет комиссии Конгресса США по событиям 11 сентября (23-е), который
благодаря широкой популярности в сети был издан в виде книги,
Оксфордский Национальный биографический словарь (27-е) и аналитический
труд Лоуренса Райта «Башня в тумане: «Аль-Каида» на пути к 11 сентября».
Чуть
ранее The Times подвела итоги десятилетия в области кино, определив
сотню самых влиятельных фильмов XXI века. Возглавил рейтинг фильм
победителя Каннского фестиваля 2009 года Михаэля Ханеке «Скрытое».
Вторую строчку разделили между собой два Борна – ленты «Превосходство
Борна» и «Ультиматум Борна». Третье место досталось оскаровскому
лауреату 2007 года – картине братьев Коэн «Старикам тут не место»
(вообще, львиная доля списка досталась именно лауреатам престижных
премий и кинофестивалей, вроде Канн, Венеции, «Золотого глобуса» и
«Оскара»).
В десятку лучших также вошли фильмы «Человек гризли»
(4-е) Вернера Херцога, «Отряд Америка: Всемирная полиция» от создателя
«Южного парка» Трея Паркера (5-е), «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла
(6-е), «Последний король Шотландии» Кевина Макдональда (7-е), «Казино
Рояль» Мартина Кэмпбелла (8-е).
Аналогичный список составила и
газета Telegraph, где также сочли нужным назвать лучшие картины
«нулевых». Здесь лидером стал документальный фильм Майкла Мура
«Фаренгейт 9/11», а в десятку вошли: «Горбатая гора», «Суперсемейка»,
«Нефть», «Властелин колец: Братство кольца», «Борат», «Страсти
Христовы», «Миллионер из трущоб». Фильмы из России представлены на 50-м
месте («Русский ковчег» Александра Сокурова) и на 80-м («Возвращение»
Андрея Звягинцева).
Ну а британский «хипстерский» журнал NME, в
свою очередь, решил составить сотню самых ярких релизов XXI. Редакция
отбирала их из числа пластинок, выпущенных в интервале с января 2000-го
по декабрь 2009-го, хотя XXI век начался 1 января 2001-го.
Первую
пятерку составили сплошь рокеры с уклоном в инди. Лучшим альбомом
десятилетия был признан «Is This It» группы The Strokes. На второе
место вышли ребята из Libertines с альбомом «Up The Bracket», третьим
«лучшим альбомом XXI века» стал «XTRMNTR» шотландской команды Primal
Scream, четвертое место у Arctic Monkeys и их диска «Whatever People
Say I Am, That's What I'm Not», завершает пятерку лидеров пластинка
«Fever To Tell» от Yeah Yeah Yeahs.