Законы социальной природы непоколебимы: при распаде империй на их периферии возникают кровавые конфликты. Распад российской империи, последние десятилетия своего существования притворявшейся «первым в истории государством рабочих и крестьян» не был исключением.
Да и то сказать, душевнобольной тиран кроил свою гигантскую вотчину произвольно, закладывая основу будущих конфликтов на десятилетия вперед. Это удивительно, как большевики - сторонники уникально примитивной идеологии (с которой конкурирует разве что национал-социализм) - умели так бездарно запутывать все на практике.
Так произошло и в период советизации Кавказа революционными войсками. Наверное, кровь на развалинах умирающей российской империи лилась бы еще обильнее, но - «не было бы счастья, да несчастье помогло»: Гражданская война, а затем сталинский террор ударили по генофонду нации, выкосив самых активных. Возможно, именно это объясняет сравнительно «мирный» распад империи.
Например, территориальных конфликтов в Средней Азии не было. На юго-западе империи значительными оказались лишь три конфликта - война между Азербайджаном и Арменией, конфликт в Приднестровье и Чеченская война.
Азербайджано-армянская война возникла вокруг традиционной проблемы -конфликта между этническим большинством и государственным большинством. В расположенном недалеко от Армении Нагорном Карабахе - на территории Азербайджана - проживало армянское большинство. Это абсолютно типичный конфликт, существующий по всему миру столько, сколько существует государственность и миграции населения. И все это время подобные конфликты чаще всего остаются неразрешимыми.
В условиях распада империи армянское этническое большинство в Нагорном Карабахе подхватило общую тенденцию самоопределения. В результате 10 декабря 1991 года, днями перед официальным распадом СССР, состоялся референдум, на котором 99,89 % армян, пришедших к урнам, высказались за выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджана.
После этого начались боевые действия. Они закончились только в мае 1994 г., после подписания протокола о прекращения огня. Оно произошло при посредничестве России, Кыргызстана и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке.
С тех пор регулярно возобновлялись переговоры при различных посредниках. Армения представляет на переговорах интересы непризнанной Нагорно-Карабахской республики. Президенты Азербайджана и Армении регулярно встречаются с 1999 г. И будут встречаться, на мой взгляд, еще долго и безрезультатно.
Точнее говоря, постоянным и ожидаемым результатом является продолжение нынешней ситуации, что вполне можно рассматривать как успех. Главное, чтобы не лилась кровь.
Нынешняя встреча президентов вполне рядовая, были и более значительные. Она вызвана новой ситуацией, не имеющей никакого отношения к перспективам разрешения конфликта между двумя странами.
Новая ситуация порождена двумя обстоятельствами. Первое - сдвиг во взаимоотношениях между Арменией и Турцией, которая раньше всецело поддерживала Азербайджан, а теперь будет смещаться к нейтральной позиции. Второе - интенсивная возня вокруг маршрутов транзита нефти.
Последнее, пожалуй, важнее. В новых условиях возникает потребность в поиске новой точки дипломатического равновесия, открываются возможности нового торга, что и подталкивает к контактам. Когда Россия регулярно демонстрирует свою ненадежность как стратегический партнер, южное направление транзита становится актуальным.
В этих условиях конфликт между Арменией и Азербайджаном невыгоден Турции и западным странам. Поэтому у руководства конфликтующих сторон появляются возможности получить новые бонусы от торговли своей сдержанностью.
В чем, на мой взгляд, нет ничего предосудительного, если рассматривать мир как товар, которым можно торговать.