Нет, пожалуй, в России города, который сыграл бы большую роль в развитии отношений страны с государствами Центральной Азии,
чем Оренбург. Он долгое время служил центром торговли и товарообмена
между российским купечеством и торговцами из Бухары, Хивы и Коканда,
позднее стал форпостом для проникновения российского влияния в
Центральную Азию и плацдармом для присоединения этого обширного региона
к Российской империи. Он был центром просвещения для мусульманских
народов Урала и Казахстана. В годы советской власти
Оренбург был даже некоторое время столицей Казахстана. И сегодня, после
распада СССР, он вновь стал приграничным с Центральной Азией регионом,
осуществляя важную посредническую роль в двусторонней торговле.
О влиянии Оренбурга на Центральную Азию и азиатском влиянии на
Оренбург, о прошлом и настоящем города «Фергана.Ру» беседует со
специалистом по истории ислама на Южном Урале, кандидатом исторических
наук, старшим преподавателем Института управления Оренбургского
государственного аграрного университета Денисом Денисовым.
- Денис Николаевич, в старые времена Оренбург называли «воротами
в Центральную Азию». Применимо ли это определение к сегодняшнему
Оренбургу?
- Да, разумеется. Изначально Оренбург задумывался не только как
политический и военный центр обширного края, но и как важнейший пункт в
развитии торговых и экономических отношений с народами Центральной Азии
и Казахстана. С распадом СССР и изменением геополитической ситуации он
вернулся к своей исторической роли и вновь стал городом пограничным,
важнейшей транспортной артерией, которая связывает Центральную Азию и
Россию.
- Насколько в прошлом и настоящем города чувствуется центральноазиатское влияние?
- До революции 1917 года современники отмечали, что наш город имел
азиатский, восточный характер - благодаря высокой доле выходцев из
Центральной Азии, которые торговали в Оренбурге и селились в нем. Их
роль в жизни города значительна: они внесли свой вклад в развитие
транспорта, инфраструктуры, торговли.
Музей казахской культуры, быта и этнографии в Оренбурге
Значение Оренбурга заключалось в том, что он был мостом, который
связывал вместе татар, башкир, других российских мусульман, живущих в
инокультурном и иноязычном окружении, среди православного большинства,
со странами мусульманского Востока. Оренбург был окном, который служил
для проникновения идей, книг, людей, взаимного культурного движения.
Оренбург и другие города Южного Урала, такие как Орск и Троицк, всегда
поддерживали тесные связи с Центральной Азией, Османской империей и
Ближним Востоком. Российские мусульмане из Оренбуржья отправлялись в
хадж или по торговым делам, на обучение в медресе этих стран, выезжали
на постоянное место жительства, вели переписку с друзьями и
родственниками. Этот культурный обмен практически никогда не
прекращался.
- Что, по Вашему мнению, является символом этого культурного обмена?
- Конечно, это Меновой двор. Сохранились и фотографии, и
многочисленные свидетельства и описания этого объекта очевидцами. Это
было место, куда приглашали азиатских купцов для торга, где они могли
чувствовать себя свободно и комфортно. Характерная особенность –
Меновой двор располагался на Азиатской стороне, за пределами города, на
левом берегу Урала. Урал разделяет наш край на две части «российскую» и
«азиатскую», степную. И Меновой двор как раз располагался там. Эта
двойственность проявлялась в самой структуре Менового двора, потому что
на его северной стороне располагалась мечеть, а на южной – православная
церковь, что отражало конфессиональный состав участников торгового
процесса – представителей Запада и Востока, христианства и ислама.
Колодец и мечеть на Меновом дворе
- Как осуществлялась торговля?
- Через Оренбург активно велась караванная торговля с Хивой,
Кокандом, Бухарой, Индией. Торговали самыми разными товарами. Предметом
российского экспорта служила продукция уральских заводов, в том числе
металлургическая: различные фабричные изделия, чайники, кумганы (медные кувшины. – прим. ред.),
гвозди, топоры, сундуки, металлические бруски, а также
сельскохозяйственная продукция - зерно, ткани, выделанная кожа. В этом
приоритет принадлежал татарам, они поставляли юфть, сафьян, различные
краски. В Россию из Центральной Азии завозились ткани, прежде всего
хлопчатобумажные и шелк, а также сухие и свежие фрукты, скот, ювелирные
изделия. Для развития торговли со странами Центральной Азии
правительство предпринимало энергичные меры. Так, по указу императрицы
Екатерины II от 8 июля 1782 года было предписано строить на границах
Уфимского наместничества и Тобольской губернии, «в Оренбурге, Троицке и
других пристойных местах мусульманские мечети для привлечения кочующих
казахов и среднеазиатских торговцев». На эти цели выделялись казенные
средства. В результате были построены мечети на меновых дворах
Оренбурга и Троицка.
Кроме того, таможенные пошлины для азиатской торговли были
значительно ниже, чем для европейской. Для Оренбургской таможни
существовал льготный тариф. Так, с иностранных купцов, торгующих через
Оренбург, взималась в течение 10 лет не 5-процентная, а льготная
3-процентная таможенная пошлина. Подобные привилегии должны были
компенсировать азиатским купцам транспортные расходы. Ко всему прочему,
в Оренбурге более ста лет находилось представительство Азиатского
департамента министерства иностранных дел Российской империи. Эти
благоприятные условия повлияли на складывании в Оренбурге постоянного
населения выходцев из государств Центральной Азии, так называемых
«бухарцев».
Казахский праздник в Домбаровском районе
- Как они жили и участвовали в общественной жизни Оренбуржья? Кто были наиболее яркими представителями этой группы?
- Присутствие торговцев из Центральной Азии было велико в
дореволюционном Оренбурге. Их доля в городах Южного Урала составляла
около пяти процентов. Они держали в своих руках караванную торговлю.
Как правило, караванбаши всегда были узбеками, хотя огромную роль в
этой торговле играли татары. Тесная взаимосвязь узбеков и татар
приводила к тому, что остававшиеся на постоянное проживание узбеки
быстро ассимилировались и становились составной частью мусульманской
общины. Среди них было немало ярких людей.
Из религиозных деятелей могу назвать имя выдающегося ахуна (Ахун или ахунд — в Иране и дореволюционной России мусульманский «епископ». - Википедия), педагога и богослова Ишнияза б. Ширнияза б. Ярмухаммед аль-Хорезми (?–1791). О нем писал российский муфтий (в исламе высшее духовное лицо, облеченное правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам. - Прим. ред.) Ризаэтдин Фахретдин (1859— 1936) в своем многотомном сочинении «Асар». Тахаллус (прозвище, псевдоним. - Прим. ред.) аль-Хорезми свидетельствует о центральноазиатском происхождении этого человека.
Он родился в Хорезме, там же получил образование. С 1776 года жил в
Поволжье, руководил медресе в Казанском уезде, а затем в Каргале (татарское поселение в Оренбургской области, известное своими медресе. - Прим. ред.). Этот человек воспитал целую плеяду известных религиозных деятелей, написал несколько книг.
Из светских лиц могу упомянуть крупного лесопромышленника Насруллу
Камильбаевича Ядгарова и купеческую семью Адамовых. Представители этой
семьи занимались караванной торговлей и представляли интересы подданных
Бухарского эмирата в Оренбурге. Из этой семьи вышла основательница
первой новометодной женской школы в нашем крае Фатима Миркамилевна
Адамова. Эти люди были узбеками, принявшими российское подданство. Они
быстро ассимилировались, уже через одно-два поколения вливались в
состав местной мусульманской общины.
- А много ли сегодня выходцев из Центральной Азии в Оренбурге и области?
- Я бы сказал, их присутствие ощутимо. Это, прежде всего, трудовые
мигранты, которые работают, в основном, в строительстве и торговле.
Если раньше в области доминировали выходцы из Таджикистана, то в последние годы резко выросла доля мигрантов из Узбекистана.
Они трудятся на стройках целыми артелями. Что касается их включенности
в общественные структуры, то они живут собственным миром, довольно
замкнуто и обособленно и изолированно от других национальностей.
Гастарбайтеры на строительстве мечети в поселке Караванном
- Каково отношение местного населения к мигрантам?
- Отношение различно. С одной стороны, все обращаются к их услугам и
пользуются их трудом, но на бытовом уровне имеются случаи негативного
отношения к мигрантам, время от времени со стороны националистов или
футбольных фанатов происходят нападения на гастарбайтеров по
национальному и религиозному признаку. Однако результаты проведенного
недавно в семи городах и в целом ряде районов области социологического
опроса показывают снижение уровня ксенофобии. Хотя он все еще довольно
высок и составляет около 30 процентов. Но раньше уровень ксенофобии был
выше.
- Отдельно хотелось бы поговорить о казахах Оренбуржья и сотрудничестве области с Казахстаном. Как оно развивалось?
- Да, Оренбург сыграл значительную роль в исторической судьбе
казахского народа. В царское время власти уделяли большое внимание
развитию у казахов системы светского образования. Работало немало
учебных заведений. В частности, для детей казахской знати при Меновом
дворе в Оренбурге была открыта специальная школа. В 1840 году было
образовано Азиатское отделение (второй эскадрон) Оренбургского
Неплюевского кадетского корпуса, в которое также принимались дети
казахской знати. Его окончили такие известные личности как
М.Бабаджанов, С.Джантюрин, Тлеу и Альмухамед Сейдалины. В 1847 году для
обучения казахских детей была открыта фельдшерская школа, а спустя три
года в Оренбурге начала свою работу русско-казахская семилетняя школа.
В 1860 году в ряде южно-уральских крепостей были открыты школы для
казахских детей, рассчитанные на 25 воспитанников каждая. В 1850 году
была открыта Школа для «киргизских» (казахских) детей при Оренбургской
пограничной комиссии, а с 1889 года в Оренбурге работала киргизская
(казахская) учительская школа, где готовились кадры для
русско-казахских школ, которых становилось все больше и больше.
Казахское кладбище в Оренбургской области
Благодаря этим мерам, в Оренбурге и других городах Южного Урала
сформировалась целая плеяда представителей казахской интеллигенции. С
Южным Уралом тесно связана творческая деятельность известных казахских
поэтов, писателей, публицистов, просветителей, музыкантов и
государственных деятелей. Среди них – Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов,
Жиенгали Тлепбергенов, Беимбет Майлин, Сабит Муканов, Ахмет
Байтурсынов, Маймбет Майлин, Сакен Сейфуллин, Миржакып Дулатов,
Абдрахман Айсарин, Таир Жароков, Алиби Джангильдин и многие другие.
В свою очередь, из-за активной деятельности казахской интеллигенции
в начале ХХ века Оренбург стал центром общественно-политического
движения казахского народа. В годы революции и гражданской войны здесь
прошли несколько важных казахских съездов, выдвинувших требования
создания национально-территориальной автономии, была образована партия
«Алаш» и провозглашена Алашская национально-территориальной автономии
Алаш-Орда. Оренбург был первой столицей советского Казахстана
(Киргизской АССР) с 1920 по 1925 годы. 4-12 октября 1920 года в
Оренбурге прошел Учредительный съезд советов Киргизской АССР, на
котором было избрано первое казахское правительство.
- Как сегодня складываются отношения с Казахстаном? В
приграничных с ним районах области проживает немало казахов. Отличаются
ли они чем-то в бытовом или ментальном плане от своих соплеменников из
Казахстана?
- В советские годы граница была формальностью, поэтому между
Оренбуржьем и Казахстаном сложились тесные экономические отношения.
Сегодня, даже когда Казахстан стал отдельным государством, близкие
отношения сохранились. У Оренбургской области едва ли не самая
протяженная из всех регионов России граница с Казахстаном. В последние
годы была проведена большая работа по ее делимитации, по определению
принадлежности тех или иных территорий по карте, но, тем не менее,
связи между Оренбуржьем и приграничными районами Казахстана никогда не
прерывались. У нас открыты пункты упрощенного пропуска для жителей,
потому что сохраняются родственные и торгово-экономические связи. Наши
власти не ставят задачу воспрепятствовать таким связям, а делают все
для их развития. Поэтому планируется дальнейшее развитие этих пунктов
пропуска. Казахстан является важнейшим внешнеторговым партнером нашего
региона, развиваются образовательные связи между учебными заведениями
Оренбургской области и вузами Казахстана. Ежегодно проводятся
совместные экономические форумы и выставки, есть совместные проекты в
области освоения Карачаганакского газоконденсатного месторождения и
переработки этого газа на базе газоперерабатывающего завода в
Оренбурге. Все это способствует развитию теплых и дружественных
отношений между нашим краем и Казахстаном.
На открытии мечети в поселке Светлом
Что касается казахского населения Оренбуржья, то в приграничных
районах они составляют от 12 до 45,5 процентов населения. В культурном
и языковом плане они ничем не отличаются от коренного населения
Казахстана. По данным уже упоминавшихся мной социологических опросов,
казахское население Оренбургской области является самым толерантным и
уровень не толерантного отношения к другим национальностям там
минимальный.
- Какова роль Оренбурга в развитии связей между Россией и
Центральной Азией? И каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы
развития города и области в качестве «ворот в Азию», каким он был до
революции?
- Сегодня Оренбург вновь стал приграничным городом, а потому
продолжает оставаться мостом между Россией и Центральной Азией. В этом
есть как позитивные, так и негативные моменты. К последним можно
отнести пресловутый наркотрафик, который проходит через Оренбуржье. От
распространения наркомании в наибольшей степени страдает второй по
величине город области – Орск.
Еще один негативный момент – проникновение в регион идей
радикального ислама и экстремистской литературы. Два года назад у нас
была ликвидирована ячейка «Хизб ут-Тахрир», в состав которой входили
преимущественно граждане Узбекистана.
Кроме того, через нас проходят все маршруты ввоза в Россию
запрещенных товаров, поэтому мы остро ощущаем на себе эти последствия.
Но, конечно, позитивных моментов куда больше. Не утратила своего
значения Ташкентско-Оренбургская железная дорога, построенная в начале
ХХ века. Она является основным транспортным коридором, связывающим
Россию и Центральную Азию. Через нашу территорию проходят основные
потоки трудовой миграции и товарообмена, наш регион извлекает из этого
положительные дивиденды и мы, оренбуржцы, надеемся на дальнейшее
развитие транспортных магистралей, в частности, «Восточного коридора»,
ориентированного уже на Дальний Восток. Оренбург должен сыграть в нем
не последнюю роль и продолжить свое развитие в качестве «ворот в Азию».