Парадоксально, но факт: спортивные фанаты не могут получить
полного удовлетворения от игры, если их любимой команде не приходится
туго.
Именно к таким выводам пришли ученые из Университета Огайо в США (Ohio State University).
Экстремальное боление
В своем исследовании
коммуникативные психологи анализировали поведение фанатов двух
студенческих команд по американскому футболу, которые регулярно болели
за свои клубы перед телевизорами. Ученые обнаружили, что фанаты
победившей команды, которым в определенные моменты игры приходилось
переживать максимально негативные эмоции, к примеру их клубу грозил
проигрыш, в результате ощущали матч более остро, и положительных
впечатлений от игры было существенно больше.
«Пребывая в отличном настроении на протяжении всей игры, без
изрядной доли негатива, вы не испытаете максимальной радости, - говорит
доцент психологии, доктор Сильвия Кноблох-Вестервик (Silvia
Knobloch-Westerwick), один из авторов исследования. - Теперь мы
уверены, что отрицательные эмоции играют ключевую роль в ощущениях
болельщиков».
Рекламная пауза
В исследовании приняли
участие 113 студентов из колледжей штатов Огайо и Мичиган. Эти команды
были выбраны не случайно - в студенческой лиге соперничество между
клубами достигло пика. Университет Огайо был на первом месте турнирной
таблицы, а Мичиган занимал вторую строчку. Таким образом, именно в
личных встречах команд определялся чемпион страны. В итоге команда из
Огайо победила, однако примерно с середины игры мичиганские футболисты
сильно прибавили и стремительно сокращали разрыв в счете. Болельщикам
Огайо пришлось нелегко. Сам эксперимент выстроился на коммерческой
составляющей американского спорта.
Если бы телевизионная трансляция финального матча не прерывалась 24
раза для показа рекламы, болельщики, участвующие в исследовании, не
смогли бы заходить во время пауз на специальный сайт и заполнять
мини-анкеты о своих ощущениях от игры. Суммирование именно этих данных
позволило ученым узнать, насколько важны для положительного восприятия
спорта именно негативные ощущения болеющих по ходу матча.
На матч уходят все силы
Исследованиями в
области психологии спортивного боления интересуются не только
американцы. Так, в 2006 году во время чемпионата мира по футболу в
Германии по инициативе Международной футбольной ассоциации (ФИФА)
проводился масштабный эксперимент среди местных фанатов. Тогда было
установлено, что самочувствие и даже здоровье болельщика сильно зависит
от успеха его команды. К примеру, в первый же день выступления на
чемпионате сборной Германии после весьма напряженного матча врачи
зафиксировали около полусотни инфарктов миокарда.
Более 700 болельщиков с хроническими сердечно-сосудистыми
заболеваниями рассказали, что во время всего чемпионата чувствовали
себя в целом хуже, чем обычно. Вообще же по стране в период проведения
соревнований сердечных приступов произошло на 320% больше, чем до и
после чемпионата. Причем пик заболеваемости пришелся на самый
напряженный, решающий матч против Польши, по ходу игры в котором
произошло несколько спорных эпизодов.