Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
В последние годы Турция, по единодушному мнению политологов,
стремится к пересмотру своей геополитической роли. Анкара принципиально
пытается изменить свое геополитическое «позиционирование» как в регионе
Большого Кавказа, так и во всей мировой политике. В частности, сегодня
Анкара уже не собирается ограничивать себя лишь «родственными
обязательствами» в отношении Азербайджана. Что, понятно, не очень
нравится некоторым деятелям в Баку, да и в некоторых других местах,
находящихся далеко от азербайджанской столицы.
Ныне, как все знают, турецкие дипломаты ведут интенсивное
примирение с Арменией, даже отодвигая, по крайней мере, на какое-то
время, карабахскую проблему. Впрочем, вряд ли она будет забыта.
Проявляет активность Турция и в Грузии, особенно в плане бизнеса.
В то же время становится все более очевидным, что турецкие
внешнеполитические усилия выходят за пределы кавказского региона. Как
верно заметил американский аналитик Стив Ларраби, «Турция заново
открывает Ближний Восток». За последние несколько лет Анкара сделала
серьезнейший прорыв в отношениях с Сирией. В 2004 году впервые в
истории сирийский лидер /Башар Асад/ совершил визит в Турцию. С тех пор
обе стороны проводят конструктивное обсуждение таких важных вопросов,
как разделение водных ресурсов Евфрата или противодействие курдскому
движению. Произошли серьезные перемены и в отношении Турции к
арабо-израильскому конфликту. Будучи единственной мусульманской
страной, признавшей еврейское государство весьма скоро после его
образования /в 1949 г./, Турция заняла сегодня более сбалансированную
позицию и пытается быть посредником в мирном процессе.
На Балканах Анкара сыграла определенную роль в судьбе Косова, она
поддерживает соплеменников в Болгарии и единоверцев в Боснии и
Герцеговине. Заслуживает быть отмеченным и тот факт, что некоторое
время тому назад министерство культуры и туризма Турции приступило к
осуществлению масштабного проекта по восстановлению и реставрации
памятников Османской империи, расположенных на Балканах.
По мнению наблюдателей, подъем в мире турецкой активности явился
результатом сложного процесса переосмысления как ценностных основ, так
и практик своей внешней политики после распада СССР. Выпадение из
геополитического контекста одной из опор «биполярного мира», каковой,
бесспорно, была наша страна, привело к появлению новых соседей и
одновременно вооруженных конфликтов в непосредственной близости от
турецких границ. Балканы вновь, как и в начале ХХ века, превратились в
«пороховую бочку Европы». Помимо того, существенно изменилась ситуация
и на Ближнем Востоке. Роль США как «коспонсора мирного процесса»
неизмеримо выросла, роль же нашей страны практически была сведена лишь
к одной риторике.
Столь огромные перемены, произошедшие в мире в конце 80-х – начале
90-х годов, вынудили Анкару провести коренной пересмотр своего
внешнеполитического курса, базировавшегося прежде на заветах Ататюрка.
Можно напомнить, что Ататюрк, считавший своей главнейшей задачей
покончить с османским прошлым, полагал, что необходимо, по возможности,
держаться в стороне от региональных проектов /Ближний Восток, Кавказ,
Балканы/. И эта линия в общем-то выдерживалась.
Но с приходом к власти в начале 90-х президента Тургута Озала
Турция впервые в новый период своей истории заявила об ответственности
за историческое пространство бывшей Османской империи. Однако подлинный
расцвет дипломатического «неоосманизма» наступил лишь теперь – с
приходом к власти Эрдогана и его Партии справедливости и развития,
которую называют партией «умеренных исламистов» или же «исламских
демократов».
Как указывают аналитики, новая «неоосманская» внешняя политика
Турции основывается на нескольких принципиальных позициях. Во-первых,
Турция больше не периферия, не «младший партнер» США и НАТО. Эта страна
– один из важнейших компонентов региональной безопасности и центр
Евразии. Отсюда – идея «кавказской ОБСЕ» и посреднические инициативы на
Ближнем Востоке. Во-вторых, неправильно думать, что «неоосманизм»
представляет собой какую-либо угрозу Западу или России. Нынешний курс
Турецкой Республики направлен на диалог, в первую очередь, с ЕС, а
также с США и Россией. Вопреки утверждениям некоторых тюркологов, нет
никаких доказательств «ползучей исламизации» турецкой внешней политики.
В-третьих, у «неоосманизма» не просматривается никаких признаков
агрессивности или подозрительной воинственности. Максимум
«неоосманской» жесткости – это закрытие сухопутной границы с Арменией
/при том, что с 1996 года действует воздушное сообщение между Стамбулом
и Ереваном/, политическая поддержка боснийских мусульман, а также
признание Косова. Во всех этих шагах при всем желании никак нельзя
увидеть ничего, кроме естественного желания каждого суверенного
государства законными средствами отстаивать собственные интересы.
«Неоосманизм» - вовсе не стремление вернуть «оттоманское прошлое»,
как подозревают некоторые горячие головы, страдающие исламофобией, а
весьма разумный и хорошо рассчитанный курс, который не отвергает
кемализм, но лишь дополняет его чертами, соответствующими новым
реалиям. О правильности такой внешней политики красноречиво
свидетельствует то, что еще никогда международный авторитет Турецкой
Республики не был столь высок, как в наши дни, когда у власти стоит
Эрдоган и его ПСР.
|