Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Ислам (араб., букв.: «предание (вверение) [себя Богу без всяких
условий»]) — последняя по времени возникновения из трех
монотеистических (авраамических) религий, отличительной особенностью
которой является, в частности, строгое единобожие (чистое
богопочитание), отрицающее какую бы то ни было возможность локализации
извечно существующего единственного и единого (единосущного) Бога
(араб. Аллах), сотворившего два мира — посюсторонний (некоторые другие
названия: этот, дольний, земной, греховный, ближний, чувственный,
тленный, бренный, преходящий) и потусторонний (иной, горний, вышний,
будущий, последний, последующий, сверхчувственный, грядущий,
занебесный, вечный) — и управляющего их развитием, будучи
трансцендентным им обоим.
Населив земной мир, Господь решил поставить над ним наместника (см.: 6:
165). Устрашившись колоссальной ответственности, от предложения
Создателя отказались небеса, земля и горы; согласие же отвечать за
судьбы Мироздания дал человек (см.: 33: 72). Всевышний по достоинству
оценил это решение и, желая облегчить вылепленному Им из «сухой звонкой
глины» человеку (15: 26; 6: 2; 32: 7) наместническую миссию,
облагодетельствовал его бесценным даром — разумом и волей, для чего
«вдохнул» в избранника «от Своего Духа» (32: 9; 15: 29; 38: 72), а
также сделал бессмертным, наделив способностью к умножению (земная
жизнь людского рода продлится вплоть до Страшного суда, бытие же духа
индивида нескончаемо во времени). Инициировав таким образом человека,
Бог выказал ему огромное доверие, ведь, обретя способность к рефлексии,
к самостоятельному суждению и волевому усилию, человек в отличие от
других тварей Божьих обрел беспрецедентное право — решать, соблюдать
ему установления Всевышнего или нет — «Кто хочет, пусть уверует, а кто
не хочет — может отказаться» (18: 29). Тем самым человек взвалил на
себя главный груз — быть свободной личностью (свободной в произволении
вменять себе в обязанность Закон Божий или игнорировать его) и вместе с
тем нести перед Господом ответственность за собственные деяния. Но
Создатель и тут не оставил человека Своими благими заботами, поведав в
удобной человеческому разуму форме — Откровения — то главное о Своем
Творении, знание чего должно предостеречь наместника от совершения
греховного (греховное есть только то, что неугодно Богу). В награду за
стойкость в вере человек по завершении земного пути будет определен в
лучшую часть вышнего мира — Рай.
В свете сказанного весьма уместно вспомнить об одном из фундаментальных
принципов современной космологии — Антропном принципе, фиксирующем
связь между свойствами Метагалактики и существованием в ней человека.
Известно, что мир, в котором мы живем, представляет собой реальность,
«каркасом» которой служит ансамбль физических констант, численные
значения которых с необычайной точностью подогнаны друг к другу.
Вероятность эволюционного сложения такого ансамбля ничтожно мала. Меж
тем в иных условиях человек никогда не возник бы. А потому даже атеисты
в большинстве своем не склонны отрицать целеполагание в развитии
вселенной, на пике которого находится не просто жизнь, а мыслящая
материя. По достижении этой, в определенном смысле конечной, стадии
(«настройки» на человека) вселенная обрела возможность взглянуть на
самое себя, осмыслить себя и продолжить свое развитие уже в новом
качестве — в диалоге с человеком, наделенным способностью к
богопознанию — «Небеса, землю и всё, что между ними, Мы сотворили
только для проявления Истины» (15: 85).
Итак, Творение (так в дальнейшем будем именовать этот мир) и человек с
его мыслями образуют одно целое. Собственно человек — составная,
вершинная часть Творения, причем часть активная, наделенная потенциалом
к созиданию. И что бы он ни предпринимал, плохое или хорошее, на
Творении сказываются его мысли и поступки. В пользу этого
свидетельствует фундаментальный Принцип всеобщей взаимосвязи,
действующий на всем пространстве бесконечной вселенной («всё оказывает
влияние на всё, и со временем это всё неумолимо расширяется»). Кстати,
физическое единство мира — одно из весомых доказательств единственности
Творца.
Схематично человека можно представить как неустойчивую систему, в
которой «земное» противостоит «духовному». И то, сохранит эта система
равновесие или выйдет из него, зависит, помимо Бога как Вседержителя,
от самого индивида, его разума. Оптимальной точкой в кривой качаний
этой системы является точка равновесия, «золотой середины». Если эту
точку развернуть во времени, получится линия, называемая в исламе
«прямым [Богом указанным] путем» (1: 6). Всякое же отклонение от этой
линии следует толковать как знак совершения прегрешения, и, чем
«отпадение от Бога» значительнее, тем сильнее амплитуда отклонения.
Понятно, что жизненный путь каждого человека начинается в момент его
рождения, когда младенцем он покидает тело матери — гармонизированную с
окружающим миром среду (это начальная точка «пути»), и с неизбежностью
завершается на Страшном суде у Бога (соответственно в конечной точке
«пути»). А вот то, насколько «прямым» окажется этот «путь», всецело
зависит от воли и разума индивида, если, разумеется, Создатель не
распорядится иначе (как начальная, так и конечная точки «пути» всегда
остаются неизменными, независимо от того, жизнь блаженного или жизнь
грешника они маркируют). Лишь у абсолютного праведника линия жизни
совпадает с «прямым путем».
Оказавшись свободной личностью, человек отнюдь не перестал быть частью
Творения. Что бы ни попало в человеческие руки — всё это достояние
Бога. Даже собственные тело и жизнь не принадлежат человеку, ведь он
никоим образом не причастен к их появлению — не создавал ни рук, ни
ног, ни даже отдельных молекул. Но, поскольку в момент его рождения ему
было оказано Творцом величайшее доверие и человек удостоился чести
стать своего рода биологической оболочкой для «дуновения» Самого Бога
(«человек как храм Божий»), жизнь его приобрела священный статус.
Поэтому Коран и ставит знак равенства между убийством/сохранением жизни
одного безвинного человека и гибелью/сбережением жизней всех людей
(см.: 5: 32; причем такой грех, как распространение нечестия, также
кодифицируется Священным Писанием мусульман как старание к погублению
человечества, ведь терзающий собственное естество беззаконием угашает в
себе свет искры Божьей, повергая охладевающую душу в богопустынную
мглу).
Вдохнув в Творение «от Своего Духа» и активизировав в нем (Творении)
разумное начало с креативным потенциалом, Бог предоставил этой мыслящей
субстанции относительную самостоятельность, оказав ей тем самым
высочайшее доверие и объяснив, чего от нее ожидает.
Выражаясь формально, проинструктированному Богом человечеству его
Домоустроитель доверил управлять сложной открытой нелинейной
самоорганизующейся системой. Объектом управления при этом является, в
частности, и сам орган управления. Иначе говоря, будучи частью
Божественного Универсума, множество индивидуальностей, составляющих
человечество, должно управлять наряду с внешним материальным миром еще
и самим собой, всей людской массой, неся в полной мере ответственность
за совершенные ошибки. Всё плохое, как и всё хорошее, содеянное
человеком, равно как и его мысли, накапливается в Творении, изменяя
его, и, в соответствии с Принципом всеобщей взаимосвязи, «эхом»
отзывается на человеке.
Человечеству всякий раз приходится осмысливать происходящие изменения
как результат своей деятельности. В этом процессе оно выступает как
единый организм, обладающий коллективным разумом. (Фундамент этого
единства — Божественное основание человеческой природы; строгое
единобожие, в сущности, и означает преданность человека собственной
идеальной природе.) Мысль здесь — действующая природная сила,
оказывающая определяющее влияние на состояние преобразуемой реальности.
И чем эффективнее в следовании заповедям Создателя труждается
человечество, тем более значимым в Творении становится пространство
ноосферы, как бы разрастаясь в объеме по отношению к «бездумной»
материи. С появлением разума состояние Творения оказывается в прямой
зависимости от состояния мысли.
В свете сказанного уместно говорить о духовности Творения. Дух
открывает для себя возможности в природном, материальном, светском (что
неудивительно, ведь Творец всего сущего один). Вся необъятность
материального образует поле действия духа.
|