Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Лидеры России, Казахстана и Белоруссии подписали
документы, дающие старт функционированию Таможенного союза с 1 января
2010 года. Эксперты считают, что создание этого объединения
экономически выгодно для всех стран-участниц, однако вступать в ВТО им
теперь все равно придется по отдельности.
Саммит Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в Минске, на котором был подписан договор о Таможенном союзе,
президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал «действительно
историческим событием, к которому мы достаточно долго,
но целенаправленно шли».
Первая попытка создать подобный союз была
предпринята еще в середине 90-х годов ХХ века. В 1995 году Россия
и Белоруссия подписали соответствующее соглашение, через год к ним
присоединились Киргизия и Казахстан, а в 1998 году — Таджикистан.
Однако после долгих согласований идея Таможенного союза была
похоронена, так как страны-участницы не сумели согласовать единые
тарифы и не были готовы отменить ограничения во взаимной торговле.
О том, что Таможенный союз будет «реанимирован», впервые было объявлено на саммите ЕврАзЭС в Сочи в 2006 году. Тогда Россия, Белоруссия и Казахстан договорились применять Единый таможенный тариф (ЕТТ)
в торговле с третьими странами с 2011 года. В последующие годы эксперты
из трех стран готовили необходимые документы, и теперь, когда все
необходимые бумаги согласованы, союз начнет функционировать даже на год
раньше. С 1 января импортные товары в странах-участницах соглашения
будут проходить одинаковые таможенные процедуры, и после оформления
в одной из стран им гарантировано свободное обращение во всех трех
государствах.
При этом параллельно с созданием Таможенного союза продолжаются переговоры о вступлении в ВТО.
Россия в этом процессе продвинулась дальше Белоруссии и Казахстана,
однако за более чем 15 лет особых успехов все равно добиться
не удалось. Почувствовав, что на этот раз создание Таможенного союза
реально, и он может стать для России альтернативой ВТО, западные страны
начали говорить о том, что готовы до конца 2009 года принять РФ во
Всемирную торговую организацию. Самые громкие заявления были сделаны
на Петербургском экономическом форуме в 2009 году. В частности, о том,
что Россия в 2009 году присоединится к ВТО, заявил торговый
представитель США Рональд Кирк. По его словам, в нынешних сложных
условиях надо более агрессивно идти вперед вместе с Россией. Кирк также
отметил, что «вступление РФ во Всемирную торговую организацию
необходимо, прежде всего, для того, чтобы создать условия для работы,
новые рабочие места».
Впрочем, глава Российского союза промышленников
и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин напомнил, что к середине 2010
года Россия, Казахстан и Белоруссия планируют заключить соглашение
о Таможенном союзе. «Скорость имеет значение», — сказал Шохин,
очевидно, намекая на то, что Россия уйдет в Таможенный союз, минуя ВТО.
По сути, так и получилось. Уже в середине июня 2009
года Россия, Казахстан и Белоруссия заявили о том, что будут вступать
в ВТО вместе в рамках Таможенного союза. Это вызвало недоумение
на Западе. «Мы особенно удивлены, поскольку торговый представитель США
Рональд Кирк только что завершил переговоры с высокопоставленными
российскими чиновниками, связанные с желанием администрации США
скорейшим образом увидеть присоединение России к ВТО», — заявила тогда
пресс-секретарь американского торгпреда Кэрол Гутри.
Эксперты отметили, что, форсируя переговоры
по Таможенному союзу, Россия сделала свой выбор в пользу ближайших
союзников — Белоруссии и Казахстана, стран со схожими политическими
режимами и находящихся в непосредственной географической близости.
Кроме того, аналитики отмечают, что если от вступления России в ВТО
больше выиграют иностранные товаропроизводители, то Таможенный союз
выгоден производителям всех стран-участниц соглашения. «Единый
таможенный тариф потому и будет единым, чтобы было выгодно всем
участникам Таможенного союза», — пояснил «Росбалту» ведущий эксперт УК
«Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Впрочем, приведение тарифа к единому знаменателю
может вызвать и некоторое подорожание отдельных импортных товаров.
«Вряд ли здесь имеет смысл говорить о выгоде той или иной страны
от перехода на ЕТТ. Судя по всему, каждая из стран подтянет те
таможенные пошлины, которые меньше, чем у других участников. Таким
образом, введение ЕТТ скажется на подорожании импорта тех или иных
продуктов во всех трех государствах. Впрочем, подорожание вряд ли будет
катастрофическим», — полагает консультант департамента Due Diligence
НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский.
Особой проблемой при согласовании ЕТТ
остаются ввозные пошлины на автомобили. Для России это вопрос
принципиальный. С начала 2009 года в РФ действуют запретительные
пошлины на ввоз подержанных иномарок. На днях эта мера была продлена
правительством России еще на 9 месяцев. В Казахстане и Белоруссии, где
нет своего мощного автопрома, пошлины на машины б.у. минимальны.
Поэтому переговоры о пошлинах на автомобили затягиваются. Пока удалось
договориться лишь о том, что плата за машины, ввозимые юридическии
лицами, будет увеличена с января будущего года, а тариф для физлиц планируется согласовать к 1 июля 2010 года.
Эксперты полагают, что Россия не станет менять свое отношение к ввозу
машин. «Российские власти заявляли, что они не допустят массового ввоза
дешёвых машин из Белоруссии», — говорит Дмитрий Баранов. Но для того,
чтобы достичь компромисса, Москве все же придется несколько снизить
нынешний тариф. «Не исключено, что Россия снизит таможенную ставку
на ввоз иномарок — сейчас они неоправданно завышены. К тому же,
Казахстан и Белоруссия не обладают мощным автомобилестроительным
сектором, который позволит заменить импорт», — отмечает Андрей
Чернявский.
Кроме того, эксперты считают, что членам Таможенного
союза придется вступать в ВТО по отдельности. Как отмечает Дмитрий
Баранов, теперь вести переговоры о вступлении в торговую организацию
будет поручено единой переговорной делегации от всех трех стран. Тем
не менее, основные участники ВТО уже неоднократно давали понять, что
будут договариваться конкретно с каждым государством.
Подписав документы, регламентирующие деятельность
Таможенного союза, Россия, Казахстан и Белоруссия окончательно
определились в том, кто их главный экономический союзник. В обмен
на российский рынок белорусскому лидеру,
например, придется отказаться от мечты о зоне свободной торговли с ЕС,
зато, возможно, удастся договориться с РФ о закупке энергоносителей
по внутрироссийским ценам. Казахстан, благодаря единому таможенному
пространству, увеличит поступления в казну от таможенных пошлин. Россия
же существенно расширит зону своего экономического влияния. Главное —
чтобы Таможенный союз заработал, и его деятельность не сорвалась из-за
амбиций политических лидеров.
|