Газета «Наш Мир» Кажется, вполне очевидно: всем нужны деньги. Да, это правда, но не вся.
Вы когда-нибудь задумывались, почему люди работают сверх положенного
времени, в свои выходные, без отпуска, берут больше обязанностей, хотя
им за это не платят. Что их заставляет это делать? К чему стремятся,
что боятся потерять? Рассмотрим варианты возможных ответов.
Позитивная мотивация
1. Вера в возможности и силы другого человека, его потенциал.
Это своеобразный кредит, потому что вера, как правило, не основана на
чём-то рациональном, а только на впечатлении и субъективном ощущении,
что этот человек перспективен. Так иногда и говорят: «Я чувствую
(вижу), из него выйдет толк». Такая вера в возможности сопровождается
следующими позитивными эмоциями: воодушевлением, искренней радостью,
восхищением от любых успехов, искренней благодарностью.
2. Энтузиазм и соревнование. «Я сделаю это, мы сделаем это!».
Данная эмоциональная мотивация требует хорошей энергетики,
эмоционального подъёма, уверенности в полезности и необходимости своего
дела. Ощущение причастности к чему-то большому и важному. Присутствует
мотив самоутверждения: «Я смогу! Мы сможем!». Ощущение: «Я нужен
команде! Только проявляя каждый себя, мы вместе достигнем успеха».
Эмоции: уверенная целеустремлённость, высокий эмоциональный тонус и
энергетика, энтузиазм.
3. Ответственность за людей и проекты.
Ответственность – это очень сильная мотивация. Если действительно
субъективно человек чувствует на себе ответственность за что-либо
(например, родители за воспитание ребёнка, менеджер, которому первый
раз поручили большой и важный проект), то человек будет отдавать все
свои знания и силы для достижения цели. У большинства людей есть
чувство ответственности, поскольку каждый когда-либо за что-то отвечал.
Это позволяло чувствовать свою значимость, необходимость для окружающих
людей, особенно если они зависят от ответственного человека.
Ответственность
подразумевает определенные права. Чем больше ответственность, тем
больше прав, справедлива и обратная зависимость. Предоставляя другому
человеку права, передавая полномочия, одновременно передаётся
ответственность, повышается значимость принятых решений, поскольку они
могут отразиться на других людях, повлиять на их судьбу. Эмоции этой
позитивной мотивации: важность, уверенность, сосредоточенность,
спокойное превосходство.
4. Мотивация, основанная на организованности и привычке работать. Тут
ничего не нужно особенно создавать, необходимо только использовать
сложившуюся привычку добросовестно работать и умение организовывать
себя. Если у человека есть такие качества, то их нужно отметить,
подчеркнуть. Полезными будут эмоции: доверие, искренняя благодарность,
ощущение значимости.
5. Вознаграждение успехом, признанием, счастьем.
Хочется быть успешным и счастливым. Это признанные и устоявшиеся в
обществе ценности, которые в рекламе не нуждаются. Однако к признанию и
счастью ведут не все пути, но если человек открыл для себя ту дорогу,
которая приведёт его к процветанию (или ему помогли её найти), то он
будет работать мощно, усердно, целенаправленно. Эмоционально стремление
к счастью может выражаться в уверенности, энтузиазме, высокой
энергетике, спокойствии.
Негативная мотивация
1. Страх потерять имеющееся.
Например, положение, стабильность, уверенность в завтрашнем дне,
перспективы роста, и т.п. «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Иногда достаточно напомнить, чего может лишиться человек, чтобы вызвать
желание бороться за сохранение существующего положения. Эмоции:
опасливая настороженность, огорчение, сожаление. Часто человек просто
привыкает к существующему достатку, не задумываясь о том, что всё можно
потерять. Поэтому иногда сама мысль об утрате чего-либо ценного может
служить мотивацией к энергичной работе.
2. Недовольство собой и результатами своих действий.
Можно назвать по-другому – мотивация от противного. Надо только вызвать
у человека стойкое убеждение, что он – противный и пока такой,
радоваться нечему, надо исправлять ошибки и своё поведение, выход есть.
Конечно, одновременно правильно указать, каким надо быть, какое
поведение будет поощряться. Ещё вариант: человек делает всё хорошо, но
может лучше. Недовольство собой может быть вызвано ощущением, что
сделано не всё, что можно, и не самым лучшим образом. Эмоции:
разочарование, легкая печаль, грусть, сожаление.
3. Желание кому-то что-то доказать. Многим
хочется быть не просто хорошим, а обязательно лучше других. Но то, что
ты достойнее, нужно доказать, одних утверждений недостаточно – «факты в
студию». Поэтому их нужно добыть, заработать, сделать, это будет всем
доказательством, что я лучше, «круче». Например, существуют объективные
показатели эффективности: количество заработанных денег, заключённых
договоров, обслуженных клиентов. Это всё может быть мотивацией, которая
бесспорно будет доказывать превосходство менеджера в профессиональной
деятельности. Эмоции: ирония, сарказм, удивление, возмущение.
4. Желание «сделать» окружающих. Похоже
на предыдущую мотивацию, но тут не главное доказать, что ты лучше, а
главное, чтобы другие были хуже. Иногда для этого нужно начать хоть
что-то делать, чтобы понимать: а они это не умеют! Эмоции: хорошая
энергетика, сожаление, интерес, недовольство.
5. Чувство вины.
Часто люди, субъективно ощущающие себя виноватыми, стараются свою вину
«загладить», исправить положение. Конструкция этой негативной мотивации
обычно следующая: ты виноват, а это значит… Далее идёт список дел,
которые смогут оправдать провинившегося. В этой негативной мотивации
есть недостатки. Так, например, вместо желания исправить положение
может появиться протест, сопротивление. Многие люди, когда чувствуют
себя виноватыми, начинают защищаться и нападать в ответ. Эмоции:
разочарование, сожаление, недовольство, интерес.
Подумайте,
чем руководствуетесь вы? А ваши подчинённые, если такие есть? Когда
точно понимаешь мотивацию к работе свою или другого человека, то есть
возможность ею целенаправленно управлять, открывать новые возможности,
развивать сильные стороны, получать удовольствие от любимого дела. |