Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Результат этого референдума оказался полной неожиданностью даже для его
устроителей. По данным предварительных опросов, его поддерживало 34
процента населения. Однако целых 57% голосовавших (причем явка была
довольно высокой) поддержали инициативу, столь красноречиво выражающую
опасения и недоверие швейцарцев по отношению к исламу и мусульманам.
Швейцарская народная партия (Swiss Peoples Party, SVP) использовала
минареты и их яркую заметность в окружающем пейзаже как символ и в то
же время как повод для кампании, в рамках которой эта партия
утверждала, что "ислам по сути несовместим со швейцарскими ценностями и
культурой", представляя мусульман "нацеленными на экспансию,
колонизацию и в конечном итоге исламизацию Швейцарии".
Несмотря на часто грубую, неточную, даже ксенофобскую и расистскую
риторику SVP (единственной партии, поддерживавшей эту инициативу,
вопреки оппозиции всех остальных политических партий Швейцарии), ее
голос был услышан; в результате большинство моих сограждан отдали свои
голоса за этот постыдный и откровенно дискриминационный запрет.
Конечно, еще неизвестно, одобрит ли результаты голосования Европейский
суд, но надо взглянуть фактам в лицо: в стране, где насчитывается всего
четыре минарета, где социальных бед гораздо меньше, чем в соседних
странах, народ решил поставить под вопрос свою тысячелетнюю традицию
уважения религиозной свободы, подвергнув дискриминации одно
определенное религиозное сообщество. Мусульмане Швейцарии, в основном
это боснийцы, косовары и турки, никогда не были источником серьезных
проблем; власти вполне могли ожидать успешного и взаимно-обогащающего
процесса интеграции.
Итак, что же все-таки произошло в Швейцарии? SVP развернула кампанию,
основанную на страхах, используя плакаты, которые иначе как
скандальными не назовешь, особенно тот, где изображены минареты в виде
ракет, на фоне швейцарского флага, и рядом женщина в никабе: полный
набор стереотипов, которые и обусловили победу этой инициативы. Нам
необходимо признать и свою ответственность за эти неуклюжие, грубые и
опасные действия: как могло произойти, что такая инициатива добилась
успеха, несмотря на оппозицию всего политического истеблишмента, за
исключением единственной партии.
Мусульманские граждане Швейцарии должны понять истинный смысл
происшедшего: их сограждане боятся и не доверяют им. Пора уже принимать
более активное участие в жизни общества и перестать действовать только
для самозащиты и по вопросам, связанным исключительно с исламом.
Настало время для всех граждан Швейцарии, обоих полов, а также
проживающих в стране иностранцев, включиться во все сферы общественной
жизни (образование, безработица, экономика, политика, культура и т.д.)
в позитивной и конструктивной манере. Настало время оправдать свое
присутствие здесь посредством гуманитарного, этического, плюралистского
и основанного на гражданственности вклада во все основные социальные и
политические дебаты. На это потребуется время, но восприятие изменяется
именно в результате контакта с живыми существами, а не благодаря
уверениям в добрых намерениях.
Наши политические лидеры также должны признать ответственность за
катастрофические результаты этого референдума. Хотя почти все основные
партии были против инициативы SVP, их собственная позиция по
"мусульманскому вопросу" была далеко не ясна. Возражая против этой
инициативы, они в то же время всячески старались завуалировать
собственную позицию, как будто что-то вынуждало их добавлять при этом,
что ислам представляет собой проблему в плане насилия против женщин,
"интеграции" и т.д. И именно это услышал швейцарский народ: помимо и
прежде минаретов, проблему представляют собой ислам и мусульмане!
Жизненно необходимо, чтобы политические партии страны ясно
дистанцировались от политики недоверия, от риторики об "интеграции"
после того, как здесь прожили уже три поколения, и наконец от нежелания
признать тот факт, что ислам является швейцарской (а не европейской)
религией, и что подавляющее большинство мусульман – граждан и временно
проживающих в стране – это позитивная сила для будущего нашего
общества. Настало время для политических партий Швейцарии принять на
себя ответственность, предложить смелое, конструктивное и всеобъемлющее
видение; примирить политику равенства с существующим многообразием. Они
едва ли могут критиковать SVP за ее популизм, поскольку им нечего
предложить в плане социальной политики, а когда приходят выборы, они
прибегают к старым надежным темам отсутствия безопасности, иммиграции,
или даже национальной идентичности и "швейцарских (или европейских)
ценностей". Недостаток политического провидения и храбрости, от
которого страдают все традиционные партии и в Швейцарии, и по всей
Европе, открыл широкую дорогу наиболее популистским, самым
крайне-правым политическим силам.
СМИ, и те журналисты, которые в них работают, должны начать задавать
себе серьезные вопросы о собственной стратегии, если ее можно так
назвать. Во имя "свободы выражения", движимые рейтингом популярности,
они создали атмосферу, которая, несмотря на многочисленные
противоречия, питает общее чувство неудовлетворенности и отсутствия
безопасности. Бесконечные ток-шоу, неспособность рассмотреть вопросы
досконально, низведение информации до лишенных контекста звуковых битов
– вот те факторы, которые определяют чувства и эмоции рублики,
разжигают в людях страх, неприятие и отторжение "другого". Популизм
всегда побеждает там, где обсуждение отсутствует или проводится в такой
обстановке, что упрощенные и поверхностные заявления неизбежно берут
верх над разумными доводами. Демократия заключается не только в том,
чтобы все могли самовыражаться, но чтобы каждый мог делать это в
атмосфере, защищающей его духовную сущность и противостоящей
манипуляциям общественными инстинктами и эмоциями, которые может
оказаться трудно контролировать. Если мы не будем бдительны – история
тому свидетель – расизм самого худшего рода может демократически
утвердиться в обществе, не регулирующем СМИ этичным, ответственным
образом. Для журналистов этическая ответственность означает
освобождение от диктатуры рейтингов и быстрой выгоды; нагнетание
страхов, разногласий, очернение "других" увеличивает количество
читателей, зрителей или слушателей. Сколь легко нам критиковать то, во
что превратились наши общества когда популистские партии приняли
логику, вытекающую из наших противоречий. Ответственность надо
разделять. Дорога будет длинна. В своей последней книге "Во что я верю"
я написал, что должно пройти не меньше двух поколений, прежде чем мы
сможем преодолеть сегодняшние страхи и напряженность. По меньшей мере,
граждане Швейцарии и Европы должны принять свою ответственность,
стремиться к открытости, пытаться понять "другого" во всей его
сложности, со всеми его ценностями и надеждами. Это наша общая
ответственность. Чтобы полностью ее принять, мы должны прекратить
стенания, и вместе включиться в борьбу, во имя того нового "мы",
которое нас определяет, в защиту наших обретенных прав, равенства всех
людей и их достоинства. Мы должны это сделать во имя принципиального
отказа от популизма во всех его формах, и от неприятия, сулящего нам
будущее, полное расизма и конфликтов, о которых все мы имеем прекрасное
представление. Это наша общая ответственность, при условии, если мы
перестанем молчать и осторожничать, при условии, если мы откажемся
принять роль жертвы.
Тарик Рамадан, доктор философских наук, профессор Фрайбургского
университета в Швейцарии, президент Мусульманской организации Швейцарии
|