Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
На фоне смятения и ужаса от всемирного финансового кризиса, у исламского банкинга была великолепная возможность.
Сейчас с трудом можно вспомнить те времена, когда пестрящие заголовки
кричали о рекордных бонусах для банкиров Уолл-стрит и лондонского Сити.
Тем не менее, прошел всего лишь год после того, как традиционная
финансовая система оказалась на коленях.
"Когда западная банковская система рухнула, невредимым должен был
остаться сектор исламского банкинга", - говорит Мухаммад Маед Рахман,
председатель исследовательского центра в США – Института
халяль-инвестирования (Institute for Halal Investing).
Однако исламские банкиры всего мира, от Мекки и до Малайзии, были
парализованы, им не удалось воспользоваться этой возможностью.
И сейчас долговые проблемы Дубая уже портят имидж данного сектора,
когда один из крупнейших застройщиков Дубая, компания Nakheel, просит
об отсрочке выплат по некоторым из своих исламских облигаций.
Первым в результате кризиса рухнул Lehman Brothers из-за использования
грязных ипотечных продуктов, аппетита на чрезмерный риск и
использование рычага; следом за ним эффектом домино могла обрушиться
вся финансовая система свободного рынка.
Правительства государств лезли из кожи вон, чтобы предотвратить
подобный сценарий. Они посадили свой электорат на сокращение расходов
на десятилетия вперед, все для того, чтобы спасти банкиров, которые
были застигнуты врасплох с руками, запущенными в кассу.
В это время миру нужен был другой герой – такой способ ведения бизнеса,
который был бы свободным от безумных спекуляций, свободным от
чрезмерного риска и возвращался к основополагающим принципам – брал
депозиты от сберегателей и кредитовал заемщиков за прибыль.
"Технически исламские банки должны были остаться в стороне от падающего рояля", - говорит г-н Рахман.
"Индустрия должна была избегать зависимости от облигаций, обеспеченных
долговыми обязательствами, деривативов и внутри-финансовых
контрагентских рисков, которые привели к коллапсу традиционных рисков.
Она не могла участвовать в игре по субстандартной ипотеке, и была
обеспечена реальными денежными средствами в виде нефтяных денег и
поступлений от промышленного экспорта. Это был простой, прямой
банкинг", - говорит он.
Два основных принципа исламского банкинга – уклонение от ссудного
процента и неопределенности. Исламская экономика - это хорошо
документированная система, которую практиковал пророк Мухаммад,
занимавшийся торговлей, а также его товарищи.
Ядром исламской экономической системы является запрет ростовщичества.
Ислам не против зарабатывания денег. По сути, политика Тэтчер об
экономической самодостаточности и предпринимательстве изложена в
священной книге ислама – Коране. Осуждается делание денег из денег.
Разделение рисков и торговая деятельность являются центральными принципами исламской экономики.
Согласно этой системе, финансовая организация вступает в партнерство с
заемщиком, и они делят между собой прибыль от сделки. Похожий подход
используется при частном инвестировании.
Если бы исламская экономика была основой всемирной глобальной
финансовой системы, те спекуляции, которые привели к возникновению
пузырей и покушениям на основные средства, не имели бы место.
В конце концов, требование, согласно которому все кредитование должно
быть обеспечено денежными депозитами, и соответствующая система
управления рисками никогда бы не привели к субстандартному кредитованию.
Возможно, эта система, основанная на этике и принципах справедливости,
могла бы образовать "третью систему", между системой, контролируемой
государством, и свободным рынком.
Хотя, действительность далека от принципа, и исламские банкиры не менее и не более корыстолюбивы, чем традиционные банкиры.
Современная исламская банковская индустрия находится на стадии
становления, с историей развития менее 40 лет. Но, желая конкурировать
с традиционной финансовой индустрией – в комиссиях и бонусах – большая
часть современной исламской финансовой индустрии продолжала копировать
традиционную.
Ученые и банкиры становились все более изощренными в том, как обойти
запрет на ссудный процент и неопределенность, создавая таким образом
тень традиционной финансовой системы.
"Обе системы имеют те же материальные цели и принимают те же
институциональные структуры, в результате чего продукты, продвигаемые
исламской финансовой индустрией, зачастую мало отличаются от тех,
которые используются институтами, работающими на основе процентной
системы", - говорит Тарик эль Дивани, аналитик из лондонской шариатской
финансовой консалтинговой компании Zest Advisory.
По его словам, часто серьезному и быстрому отклику на эти беспокойства
мешает нехватка умственной честности внутри самой исламской финансовой
индустрии.
Тем ученым, которые хотели бы обратить на это внимание и подвергнуть
сомнению реализацию на практике некоторых фундаментальных принципов, не
дают возможности выступить.
Мало говорится о действительности исламского долгового финансирования,
структур с ограниченной ответственностью, спекулятивных методов
рыночной торговли и природы валютной системы.
Это привело к некоторым странным парадоксам. Например, в то время как
управляющие исламскими инвестициями развивают технику короткой продажи
в соответствии с шариатом, некоторые западные государства вводят запрет
на эту деятельность из-за нестабильности, к которой она приводит.
Возможность, упущенная исламской финансовой системой, заключается в
том, что в "солнечные годы", когда все активы, казалось, двигались на
север, индустрия превратилась в более легкую версию традиционной
индустрии, став в итоге восприимчивой к тем же системным проблемам.
Исламские банки, выпустившие исламские облигации, не смогут выполнить
своих обязательств, что мы сейчас и наблюдаем. Банки и правительства,
которые их финансируют, пошли по пути создания денег из денег, в
результате чего также будут страдать от периодов "бума и краха".
Чтобы исламское финансирование вошло в общий поток и представило себя в
качестве третьей возможной системы, должны быть пересмотрены цели,
институциональные структуры, а также контрактные методы современной
исламской банковской и финансовой индустрии.
Для этого она должна учесть весь спектр технических вопросов и мнений
ученых, и это должно иметь искреннюю политическую поддержку.
Из экспертных оценок можно сделать вывод, что исламское финансирование
должно проходить в рамках собственно исламской экономической системы, в
корне отличающейся от системы капиталистической или социалистической.
|