Российское
мусульманское сообщество, как и вся умма, должно переосмыслить ту
ситуацию полного хаоса и дезорганизации, в котором оно оказалось.
Именно в такие переломные моменты истории появлялись самые сильные и
яркие лидеры. Всевышний наделил человечество удивительной способностью
– в ответ на кризис и, казалось бы, полный крах прежде привычного мира,
рождать самых ярких сынов.
Так было всегда. Ведь и все пророки, включая Мухаммада (мир ему), и все
мусульманские лидеры прошлого, такие как Салахуддин Айуби, имам Шамиль
и Абд уль-Кадир аль-Джазаирий, и все современные лидеры – появлялись в
кризисные моменты исламской истории. Иными словами, именно кризис
подталкивает народ к тому, чтобы выдвигать из собственной среды великие
фигуры.
Если переводить разговор в современную политическую плоскость и
приводить более близкие россиянину примеры, то мы увидим, что многие
политические фигуры сегодняшней России появились именно в кризисные
90-е годы. Как пишет глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский,
не понаслышке знающий это поколение, именно тот кризис и создал новое
поколение российских лидеров.
Собственно говоря, в России по сей день и в политике, и в бизнесе, и в
обществе царит поколение кризиса начала 90-х. Павловский очень верно
замечает, что оно может не нравиться кому-то из тех, кто видит, что
практически все места в политической и бизнес-элите современной России
заняты. Но он призывает помнить о том, что, прежде, чем занять эти
места, это же поколение их и создавало практически на пустом месте. До
появления этого поколения большинства мест, на которые оно пришло,
вообще не существовало в природе.
Сегодня многие мусульманские лидеры новой волны, с досадой отмечающие,
что коррумпированная элита не дает им реализоваться, должны осознать,
что их исторической миссией является состояться не столько через
включение в существующую систему, реформировать которую они мечтают.
Нет. Надо создать новую систему – политическую, социальную, деловую –
свободную от коррупции и клановости.
То есть, они подобно поколению 90-х годов должны создать те места,
которые они мечтают занять, для того, чтобы реформировать это общество.
А поскольку эти места могут существовать только в новой социальной и
политической среде, то на плечи нового поколения мусульманских лидеров
ложится миссия по созданию этой новой, альтернативной среды.
Они должны создать новое социальное, политическое, деловое, публичное
пространство, живущее совершенно по иным законам. И они же должны его
заселить новыми игроками, социальными, деловыми и политическими
лидерами новой волны. Если же они не справятся с этой миссией, то и не
смогут состояться в качестве нового поколения мусульманского сообщества
страны.
Таким образом, именно сегодняшнее состояние мусульманского сообщества –
это колоссальный шанс, предоставленный молодому и амбициозному
поколению лидеров. Это шанс состояться ядру нового общества. Это шанс
доказать самим себе и своему народу, что именно это поколение достойно
того, чтобы возглавить новую страницу в истории своего народа и своей
страны.