Новый виток армяно-азербайджанских переговоров по карабахскому
урегулированию (встреча президентов в Мюнхене 22 ноября, диалог
министров иностранных дел в Афинах 1 декабря) на первый взгляд не
выделяется ничем примечательным. Всё тот же неизбывный оптимизм
сопредседателей Минской группы ОБСЕ вкупе с новой порцией
оптимистических прогнозов. Всё те же завышенные ожидания в среде
активистов гражданского общества Армении и Азербайджана, и всё та же
милитаристская риторика.
Традиционно она более ярко
выражена в Баку. И не в силу какой-то природной воинственности
азербайджанцев и имманентного пацифизма армян, а по причине
военно-политического поражения в борьбе за Нагорный Карабах в 1994
году. Распорядись история иначе, сегодня мы бы слышали заклинания
Еревана о готовности освободить исконные армянские земли. Но история
сослагательного наклонения, как известно, не знает, а потому призывы к
войне исходят с азербайджанской стороны.
И под занавес уходящего
года их количество переросло в новое качество, при котором глава
Азербайджана фактически напрямую обещает военные действия не в далёкой
перспективе, а сразу же после провала (а на успех вряд ли кто-то
серьёзно рассчитывал) нового раунда переговоров. И данное заявление
сопровождалось в Баку доселе невиданным по силе информационным
сопровождением со стороны как государственных людей, так и
представителей третьего сектора (это к вопросу о природной склонности
гражданского общества постсоветского мира к демократизму и миролюбию).
Пересказывать прозвучавшие аргументы азербайджанских политиков и
экспертов в рамках одной статьи невозможно. Во-первых, сам формат не
позволяет этого сделать (требуется большое специальное исследование), а
во-вторых, не хотелось бы за свой счёт делать кому-либо рекламу. Однако
попробуем свести сказанное «властителями умов» прикаспийской республики
к двум принципиально важным тезисам.
Тезис первый (не вызывающий
вообще никаких возражений) заключается в следующем: нельзя говорить о
том, что все конфликты разрешаются только путём переговоров. В самом
деле, немецкая проблема в Чехии и в Польше, финский вопрос в Выборге,
сербский вопрос в Хорватии и Косове решались не в тиши дипломатических
кабинетов, а иными средствами. Силу в политике никто не отменял и в
ближайшее время не собирается отменять, сегодня мы видим прямо
противоположное. И вполне возможно, что после такой радикальной
хирургии вчерашние враги в перспективе могут стать нормальными
партнёрами, друзьями и даже союзниками. Если армяно-турецкие протоколы
реально заработают, к этому перечню можно будет прибавить и армянский
вопрос в Турции.
Тезис второй. Азербайджанские войска в их
сегодняшнем состоянии не могут быть сравнимы с частями начала 1990-х
годов. И этот тезис также трудно оспорить. Его только следует дополнить
важными нюансами. Если бы речь шла о чисто военном противостоянии двух
стран без таких сюжетов, как информационная война, вмешательство
внешних сил, то данную идею можно было бы обсуждать. Но в сегодняшних
условиях Нагорный Карабах не станет ни Аустерлицем, ни Бородино. Он в
случае возобновления военных действий не будет развиваться по недавнему
балканскому или постсоветскому сценарию. Начнём с того, что в случае с
Карабахом ни краинский, ни грузинский прецедент неприменим.
Нагорнокарабахский
конфликт серьёзно отличается от грузино-абхазского и
грузино-осетинского противостояния, а также от сербско-хорватской
войны. Против Грузии боролись два де-факто государства, которые
поддерживала Москва. В этой ситуации собственные интересы Абхазии и
Южной Осетии, их стремление к независимости либо попросту
игнорировались США и ЕС, либо рассматривались как ничтожно малые
величины. Для Запада это был конфликт России и Грузии со всем
комплексом стереотипов (по поводу молодой демократии и имперских
происков). В этом противостоянии Грузия воспринималась как агент
Запада, которому прощались и разморозки, и отходы от демократии.
Хорватия же и вовсе считалась молодой демократией, боровшейся с
белградскими коммунистами и националистами.
В Нагорном Карабахе
между тем Азербайджан не только борется с сепаратистами, но и
противостоит Армении, признанному государству, у которого есть мощная
поддержка на Западе. Перечислять многочисленные факты такой поддержки
(начиная от финансирования социальных проектов НКР конгрессом США и
заканчивая проектами с НАТО) можно долго, они всем известны. Ни у
абхазов, ни у осетин не было такой мощной лоббистской поддержки в США и
во Франции. Заметим, что нынешний президент Барак Обама в начале
прошлого года в выступлении под заголовком «Важность отношений с
Арменией» прямо заявил: «Если я стану президентом, то американская
помощь в борьбе против терроризма и экстремистов нашему верному
партнёру Армении будет продолжена». Предвыборная пропаганда? Конечно. И
многое из сказанного надо делить на два, как минимум. Но ведь армянская
тема — далеко не рядовая даже на президентском уровне. С днём
республики непризнанную НКР поздравляет часть американского
истеблишмента (политического и интеллектуального).
Да, у Баку
также появляются лоббистские ресурсы. В Азербайджане у Запада есть
серьёзный интерес (особенно у Великобритании, которая, в отличие от
Франции и США, не замечена в последовательном армянофильстве). Но при
всём этом Азербайджан не будет восприниматься, подобно Грузии или
Хорватии, как агент Запада. Для Баку Москва — опосредованный оппонент,
а стратегический противник — Ереван. Следовательно, при игре в
разморозку здесь не будет биполярной модели. Тем паче что
непосредственно к НКР Москва не проявляет особого интереса, не готова к
её признанию и даже не рассматривает в абхазско-косовском контексте.
Если Абхазия и Южная Осетия для Запада — марионетки Кремля, Сербская
Краина была проводником интересов «коммунистического диктатора»
Милошевича, то с НКР другая история. Далеко не для всех, но для многих
это «маленькая свободолюбивая республика, бросившая вызов КПСС и
коммунистической тирании». Карабах воспринимается как часть
антикоммунистического протеста. Наряду, кстати, с Грузией и
Прибалтикой, хотя это и кажется на первый взгляд парадоксальным. А на
Западе (особенно в США) это серьёзный аргумент.
Поэтому
Азербайджан не получит консолидированной поддержки Запада, которая,
кстати, оказалась полезной для Хорватии, но малополезной для Грузии. В
случае же с Баку эта помощь и вовсе будет дозированной. И, кстати
сказать, не только из-за армянского фактора. Второй не менее важный
фактор — «принуждение к демократии». Даже в США борются два направления
— прагматики, готовые к обмену нефти на свободу, и идеалисты, требующие
большей демократичности и прозрачности для своего прикаспийского
партнёра. Вспомним, как в прошлом году такой гроссмейстер
азербайджанской политики, как Рамиз Мехтиев, возмущался по поводу
чрезмерной докучливости Вашингтона в вопросах демократии. Если же
говорить о Старой Европе, то любые жёсткие действия Баку против НКР
будут восприняты здесь (не только на официальном уровне, но и в НПО)
как антидемократические действия. Иное дело бывшие страны соцлагеря,
готовые за альтернативные Москве источники энергии и сырья признать демократией хоть Саудовскую Аравию.
Москва
же, не имеющая ресурсов для окончательного превращения из страны —
статус-кво в страну-ревизиониста, не решится на поворот на 180 градусов
в сторону Баку. Она предпочтёт сидение на двух стульях, инициирование
мирных инициатив (хотя формально должна защищать члена ОДКБ Армению),
что для Баку будет также малополезно (как, впрочем, и для Еревана).
Таким
образом, в случае возобновления военных действий только блицкриг
приведёт к достижению полной победы Баку. Принимая же во внимание
хорошо укреплённую линию фронта и серьёзную мотивацию армян Карабаха
(все, кто хотел, уехали в Ереван, Москву или на Запад, а кто остался,
никуда уезжать не собираются, а потому будут драться до последнего
солдата), конфликт может перейти в позиционный формат. Этой ситуацией
неизбежно воспользуются всевозможные миротворцы (не будем забывать и об
Иране, который также внесёт свой посильный вклад). Надежды же Баку на
Турцию основываются на несколько устаревших представлениях об этой
стране. Нынешняя Анкара — это неоосманы, а не Оттоманская империя и
даже не республика времён Ататюрка. Следовательно, заинтересованная в
сближении с ЕС Турция будет многое делать для сдерживания своих
тюркских братьев от откровенных авантюр.
В этой связи краинский
или югоосетинский сценарий кажутся нам не слишком вероятными. Заметим
попутно, что, помимо внешних факторов, в случае возобновления войны на
карту будет поставлена и репутация нынешнего президента Азербайджана, а
выстроенная им вертикаль подвергнется суровому испытанию. Эти факторы
по своей значимости не уступят внешнему воздействию на Баку.
Следовательно, с одной стороны, у нас нет поводов для излишнего
беспокойства. Рациональный Ильхам Алиев пытается поднять ставки,
усиливая при этом давление на Турцию и страны — сопредседатели Минской
группы, ведь сегодня карабахская игра развивается в новых условиях —
армяно-турецкого примирения (сбавившего обороты, но не деградирующего).
Но с другой стороны, постоянное напоминание о висящем на стене ружье
опасно само по себе. Безотносительно рациональных просчётов и прогнозов.