На этой неделе фонд "Социальная перпектива" при
поддержке управления внутренней политики южной столицы провел круглый
стол "Конфессиональная карта Алматы: основные и нетрадиционные религии
- пути к диалогу".
Любопытно, что мероприятие
проходило в то время, когда главной "новостью дня" в Европе были итоги
швейцарского референдума по "проблеме минаретов", как известно,
всколыхнувшего общественность. В Алматы же круглый стол, посвященный
религиозным вопросам, прошел при достаточно скромной аудитории
участников. Что в принципе вновь подтверждает, что данная проблематика
по-прежнему не является для казахстанского общества и государства очень
уж актуальной. И это стоит признать позитивным фактом, учитывая в том
числе и социально-экономические процессы. Хотя, исходя именно из
динамики этих процессов, без внимания религиозную проблематику
оставлять вряд ли следует.
На встрече она была обсуждена с самых разных, порой неожиданных ракурсов. Например, Тимур КОЗЫРЕВ,
старший научный сотрудник КИСИ, в своем обширном докладе рассказал, что
среди баптистов Кыргызстана в последнее время распространяется мнение,
что киргизы являются потомками "десятого колена Израилева". При этом
приводятся даже ссылки на некие документы.
- Все это
было бы смешно, если бы тем самым не создавался фактически
альтернативный нарратив национальной истории. Иначе говоря, это начало
формирования альтернативного национального самосознания, ни больше ни
меньше. То есть когда количество людей, принимающих нетрадиционную для
общества конфессию, превышает какую-то критическую массу, начинаются
процессы, выходящие за рамки собственно религиозных проблем. Как к
этому относиться? - задал аудитории вопрос г-н Козырев.
Во
всяком случае, считает эксперт, государство не может быть пассивным в
таких процессах. Однако то, что недавний нашумевший законопроект о
дополнениях и изменениях в Закон о свободе совести не был все-таки
принят, он назвал положительным фактом. Это давало государству большие
возможности вмешиваться в религиозную деятельность, и "на первых порах
жизнь миссионерских организаций осложнилась бы".
-
Но, с другой стороны, на прочих направлениях закон связывал руки
государству, и это, на самом деле очень опасно, - заявил г-н Козырев.
В
долгосрочном плане документ, на его взгляд, поставил бы под удар
мусульманское гражданское общество. Последнее в Казахстане только
начинает вставать на ноги, "и этот процесс следует оценивать
положительно в тех рамках, когда не преступается закон". В развитии
данного общества эксперт видит альтернативу "чрезмерному
распространению нетрадиционных конфессий либо выступающих от имени
ислама экстремистских течений". Единственным ненасильственным методом
борьбы с таковыми является, по выражению г-на Козырева, "вытеснение с
рынка" через поддержку основных для Казахстана конфессий -
традиционного ислама и православного христианства.
В
перспективе, полагает он, для республики развитие мусульманского
гражданского общества желательно по ряду причин. Именно ислам обладает
потенциалом политизации: это не только самая многочисленная конфессия,
но и "социально-экономические проблемы наиболее остро стоят перед той
частью населения, которая традиционно его исповедует". Рост
социально-политической активности молодых мусульман будет идти, и
государству при этом надо направить ее в конструктивное русло. Нынешняя
редакция Закона о вероисповедании все это делать позволяет.
Противоположная позиция была представлена в выступлении Талгата ЕСЕНКУЛОВА,
исполнительного директора общественного объединения "Изги амал". В
последнее время, по его словам, "так называемые традиционные
религиозные объединения" заметно активизировали свою деятельность,
претендуя на монополизацию идейного пространства. Между тем это
запрещено законом.
В то же время эксперт поддержал действующее законодательство в данной сфере.
Возвращая дискуссию к заявленной теме - нетрадиционным религиям - Алма СУЛТАНГАЛИЕВА,
эксперт Фонда Алтынбека Сарсенбайулы, заметила, что реальная их роль в
обществе невелика. В абсолютном соотношении с последователями
традиционных религий количество адептов нетрадиционных, как
зарегистрированных, так и незарегистрированных, крайне незначительно.
Что же касается нелегальных, то их следует рассматривать в связи с
внешним фактором, "и это первостепенный момент, когда мы говорим об
исламских неофициальных группах".