Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Пророки видели в удержании зарплаты неправду и беззаконие, а не просто индивидуальный грех
Обращение
епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха – это слово
священнослужителя, и совершенно естественно, что оно по своему жанру
является религиозно-нравственным. Речь идет не о проблемах бизнеса в
условиях кризиса, а именно о "взаимоотношениях между работодателями и
тружениками", то есть об этической стороне вопроса. Апеллируя ко всем
известной заповеди "Не укради" (из Декалога), епископ старается быть
понятым максимально широким кругом людей. Что же касается других
текстов, то в Священном Писании нетрудно обнаружить гораздо более
жесткие пассажи в сравнении с теми, что приведены в Обращении. Новый
Завет ограничивается общим утверждением: "Трудящийся достоин награды за
труды свои" (Лк 10:7; см. также Мф 10:10). В законодательных книгах
Ветхого Завета есть более конкретные указания: "Не обижай ближнего
твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя
до утра" (Левит 19:13); "Не обижай наемника... в тот же день отдай
плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее
душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе
греха" (Втор. 24:14-15). Особенно остро религиозно-нравственный аспект
проблемы обозначен у пророков, которые видят в удержании платы наемному
работнику не только индивидуальный грех, но неправду и беззаконие.
"Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием,
кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы
его" (Иеремия 22:13). Весьма примечательно, в каком ряду этот вид
беззакония перечисляется у пророка Малахии, который возвещал
наступление дня воздаяния Господня: "И приду к вам для суда и буду
скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся
ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и
отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф" (3:5).
Но самая резкая квалификация содержится в книге Премудрости Иисуса,
сына Сирахова: "Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и
проливает кровь, кто лишает наемника платы" (34:22). Сильнее сказать,
кажется, нельзя.