Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш Мир»
Отход современного человека от христианской совести чреват
величайшими опасностями и бедами. Этот отход будет продолжаться до тех
пор, пока не наступит возвращение. <...> И чем скорее и глубже
человечество постигнет природу переживаемого им духовного кризиса, чем
яснее оно поймет, что без совести на земле невозможна ни культура, ни
жизнь...
Иван Ильин "О совести"
Детоубийство в законе
О православном отношении к абортам
"Девочки, помогите, пожалуйста. Я беременна, срок полтора месяца. Мы
с парнем решили делать аборт. Причины простые: мне 19, ему 20, мы оба
студенты, я не работаю, его из-за кризиса тоже сократили, денег самим
не хватает. Это окончательное решение. Я против, но уже ничего не
изменится. Подскажите, какой аборт делать лучше – вакуумный или
медикаментозный? Марина К." – женские форумы в Интернете так и пестрят
однотипными сообщениями. И таких Марин десятки тысяч. Тема абортов,
конечно, стара как мир. Но молчать о ней нельзя.
Любить только себя
Она любила себя. Хотела красивой жизни, уехала из провинции в Москву
и вроде хорошо устроилась: нашла работу, сняла квартиру, жила, ни в чем
себе не отказывая. Познакомилась с хорошим парнем. Любовь ли это была?
Но вместе жить стало гораздо веселее. А через некоторое время
выяснилось, что она беременна. Ребенок в ее планы не входил: карьера,
съемное жилье, родственники далеко, да и потом она еще молода,
торопиться некуда. И она пошла на аборт. Назовем ее Татьяной.
В это же время здесь, в провинции, ее подруга Елена вела схожий
образ жизни. Все очень похоже: и стремление быть независимой, и желание
вырасти по карьерной лестнице. А также любовь к тусовкам, клубам,
путешествиям, и лучший друг – такой же любитель развлечений. В итоге –
аборт.
По меркам сегодняшнего дня кажется, что ничего необычного в жизни
этих девушек нет. К сожалению, так живут тысячи их сверстниц, и мы не
имеем права их осуждать. Но с другой стороны, аборты – одна из причин
"русского креста" в нашей стране. Термин обозначает ежегодное
превышение количества умерших над количеством родившихся, крест
образуется за счет пересечения линий этих двух показателей на графике.
До финансового кризиса официальное число не рожденных из-за абортов
детей в нашей стране составляло 1,5 миллиона, по неофициальным
подсчетам эта цифра может достигать 4 миллионов. Сейчас же в условиях
кризиса количество абортов в России, как считают специалисты, способно
возрасти в разы.
Конечно, все прекрасно знают, какой риск для женского здоровья
представляет собой процедура прерывания беременности. Знают, что исход
может быть любой: как дальнейшая неспособность иметь детей, так и
смерть на операционном столе. Но женщины все равно продолжают
обращаться за этой, страшно сказать... услугой. Аспектов у проблемы
прерывания беременности очень много: правовой, социальный, медицинский,
это тема для очень серьезного и долгого разговора – мы же попробуем
взглянуть на нее с точки зрения православной этики.
Уход от Бога
Специалисты утверждают, что рост числа абортов в кризисное время
закономерен. Например, в 1999 году число родившихся составило 1,214
миллиона, что на 69 тысяч меньше, чем годом ранее, и абсолютный минимум
за всю новейшую историю России. При этом каждая 11-я россиянка в
возрасте до 29 лет в течение года после дефолта сделала аборт. Нечто
схожее происходит и сейчас. Можно ли остановить эту тенденцию, и
действительно, как быть, когда нет работы и денег, но есть заключение
врача о том, что у вас будет ребенок.
По большому счету решить проблему аборта способен лишь православный
взгляд на нее. Ведь в окружении любого из нас есть немало знакомых
девушек и женщин, которые, будучи по-человечески хорошими людьми, не
избежали страшного греха детоубийства. Потому что когда женщина в
тупике – остановить может лишь доверие к Богу, понимание, что жизнь
человека дороже всего, и что Господь не оставит в самых, казалось бы,
непреодолимо трудных обстоятельствах.
Мы решили спросить одного из священников: как Церковь смотрит на эту
проблему в свете непростой экономической ситуации и каково ее отношение
к абортам?
– Отношение Церкви к искусственному прерыванию беременности
исторически является однозначно отрицательным и не меняется со
временем, – говорит священник Димитрий Шевченко, настоятель храма во
имя свт. Николая Чудотворца с. Дьяковка Краснокутского района и отец
троих детей. – Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать
благословения на аборт. Это всегда грех, приравнивающийся к
детоубийству. Кризис ничего не меняет. Мы на самом деле не знаем и не
можем знать, что каждому из нас готовит завтрашний день. Но при этом
уже сгущаем краски, появляются такие мысли: а как же я смогу прокормить
своего ребенка? И в такой постановке вопроса проявляются отголоски
атеистического воспитания, когда человек перестает доверять Богу.
Да, действительно, в наше время популярен потребительский подход к
жизни, многие живут ради получения удовольствий, для достижения которых
нужны материальные блага. Особенность же христианского мировоззрения –
отдавание себя и жертвенное служение Богу, близким, всему живому.
Сейчас эта жертвенность игнорируется, и в сердцах людей совершается
подмена понятий, превалирует мнение, что истинное счастье – жить ради
себя. Хотя, как показывает опыт, – это всегда тупик.
Счастье не грешить
Татьяна, сделав аборт, вернулась к своему обычному образу жизни.
Отцу ребенка она ничего не сказала. Но жизнь дала трещину. Последовала
потеря работы, трудности с оплатой за арендуемое жилье, участились
скандалы с другом. В результате, бросив все, а точнее, оказавшись в
ситуации, когда в Москве у нее ничего не осталось, Таня вернулась на
родину. Лена, как никто другой, смогла понять подругу: ее жизнь –
зеркальное отражение жизни Татьяны. Только отношение к аборту у девушек
разное. Героини рассказали автору этих строк о своих чувствах. Если
Таня испытывала щемящее чувство пустоты, потери, тоски, а на выходе из
больницы расплакалась и про себя просила прощения у своего убиенного
малыша, пусть ему и было три недели с момента зачатия, то Лена к факту
аборта относится спокойно. "Я не была готова стать матерью, – сухо
говорит она и сейчас. – Тем более что не была уверена в рождении
здорового ребенка".
И здесь кроется еще одна глобальная проблема в теме вынужденного
прерывания беременности. Бывает, что женщина просто ищет оправдания,
почему она сделала аборт, и ссылается на потенциально возможные
патологии малыша, например, из-за своего пристрастия к курению. А
бывает, что призыв сделать аборт звучит из уст врача. По данным
Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время около 70 процентов
беременных женщин имеет ту или иную патологию. И медицинские показания
к аборту возникают в том случае, когда продолжение беременности может
привести к смерти матери, тогда как аборт сохранит женщине жизнь и в
случае выявления у малыша, еще находящегося в утробе мамы, тяжелых
патологий. Выявить их современная медицина в состоянии, начиная с
8–12-й недели беременности, но решение рожать или не рожать в любом
случае принадлежит только матери ребенка.
При этом просто страшно от того, что случаи, когда прогнозы медиков
в отношении здоровья малыша, не оправдывались, не единичны. Я лично
знаю женщину, которую врачи предупреждали: ребенок может родиться с
синдромом Дауна, лучший выход для нее – аборт. Но она, как человек
верующий, даже не допустила мысли об этом и спокойно продолжала ждать
малыша, готовиться к родам. Несколько месяцев назад у нее родился
здоровый мальчик.
– Церковь всегда уважает личный выбор человека, – комментирует
проблему отец Димитрий. – Но надо понимать, что рождение больного
ребенка – не случайность. Человек сам привносит страдание в мир и свою
собственную жизнь, когда забывает о своем подлинном предназначении. А
появление детей с ограниченными возможностями позволяет растопить
сердца, напомнить о необходимости взаимопомощи. Человечество, удаляясь
от Бога, само себя подвергает разного рода испытаниям. Важно помнить:
грех аборта не есть грех сиюминутный, страшны его последствия, те
физические, душевные и духовные страдания, которые потом переживает
женщина. Для их преодоления православному человеку необходимо покаяние,
и Церковь никогда не отвергает женщин, решившихся в своей жизни на
такой шаг.
Еще один вопрос, который я не могла не задать отцу Димитрию: если
Церковь категорически отвергает возможность абортов, как женщине
выстраивать свою жизнь, чтобы не допустить тупиковых ситуаций и
избежать выбора – делать аборт или рожать?
– Понимаете, у людей, воспитанных и живущих в православных
традициях, такого вопроса даже не возникает, – говорит батюшка. – Само
зачатие – дар Божий, который не может регулироваться человеком. Тот,
кто живет для Христа, соблюдает посты, прибегает к воздержанию, не
страшится стать родителем. Брак – это созданный Богом союз между
мужчиной и женщиной. Наше предназначение – в рождении и воспитании
детей, а когда мы отказываемся от этого ради личных удовольствий – это
всегда грех, который обязательно будет иметь последствия.
Безусловно, тема абортов вряд ли будет исчерпана в ближайшее время.
Во всем мире она всегда была и остается одной из самых дискуссионных.
Здесь переплелось все: социальные сложности, медицина, политика, этика.
Но вопрос "Что делать?" по сей день для нашего общества в целом
остается открытым. И его решение полностью лежит только на совести
каждого из нас.
P.S. Наша героиня Татьяна вышла замуж, родила двоих замечательных
детей – мальчика и девочку. Она призналась: после возвращения из Москвы
она побывала в храме и покаялась в совершенном ею грехе. Елена тоже уже
состоит в браке, но детей у них с мужем пока нет. Хотя они очень этого
хотят и надеются на чудо. С Божьей помощью.
|