Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Иерусалим
до крестовых походов был процветающим городом с развитой торговлей,
учеными и медресе. В ходе крестовых походов все это благосостояние было
уничтожено, особенно пострадала система образования. Это разрушение
привело к разложению науки в Иерусалиме в ходе войны навязанной
Исламом. Несмотря на какое-то улучшение после перезавоевания города
Салах-ад-дином в 1187 году, город уже никогда не смог восстановить
былую ученую активность как и оставшаяся часть исламского мира, также
страдавшего от аналогичных проблем, не встал на путь развития.
Процветающий образ города до крестовых походов ярко передан
путешественником Наср-уд-дином Хусравом, который видел город в 1047 г.
за несколько десятилетий до крестовых походов. Он подчеркнул, как все
здесь было дешево и в полном изобилии, а также описал красивые рынки и
высокие здания города. В городе насчитывалось огромное число
ремесленников, и у каждого ремесла был свой рынок. Город был очень
большим с населением около 100 тыс. Наср Хусрав ссылается на большую
учебную больницу с богатыми вакфами (пожертвованиями), выделяемыми ей.
Эти средства тратились на лечение пациентов и на оплату труда врачей.
Он также упоминает приюты при мечетях для суфиев, где они могли жить и
молиться.
Особое покровительство архитектуре началось во времена Омейадов
(661-750 гг.). В период их правления в исламском мире не был
использован какой-либо архитектурный стиль. Но монументы, связанные с
династией или ее высокопоставленными чиновниками, строились и искусно
украшались. В структурах мечетей Медины и Дамаска главной целью кажется
создание монументов, которые провозгласили бы власть и идеалы нового
исламского государства. Еще более насыщенной и сложной была
декоративная и эпиграфическая программа строительства и отделки мечети
Скала в Иерусалиме, построенной халифом Абд аль-Маликом и завершенной в
691-692 гг.
Согласно ее плану центральная куполообразная часть, находящаяся прямо
над скалой и двойная восьмиугольная галерея вокруг нее кажутся
выражением скалы. Дверь, расположенная там, где находится михраб,
скорее всего, нацелена на то, чтобы показать, что это место построено
не для использования в качестве мечети. Внутренняя (округлая) и
наружная (восьмиугольная) части созданы из колонн и низких стен, а
также мозаических ромбов в сводчатой галереи обоих частей, такими же
как и на барабане центрального купола.
В начале восьмого века мечеть аль-Акса была воздвигнута смежной с южной
частью мечети Скалы. Она также была украшена мрамором и мозаикой. В
своих сложных декоративных и иконографических схемах культовые
сооружения Омейадов в Дамаске, Медине и Иерусалиме являются
уникальными. Более того, они повлияли на пространственную организация в
этих трех городах. Ей подражали при дальнейшем строительстве.
Мечеть аль-Акса была неоднократно описана мусульманскими учеными.
Аль-Мукаддаси, который является выходцем из этого города, написал в 985
г.: «Главное здание мечети аль-Аксы имеет 26 дверей. Двери напротив
михраба называется Зелеными Медными воротами. Они обшиты позолоченным
металлом и такие тяжелые, что только мужчина с сильными плечами и
руками может повернуть их в петли…С правой стороны двора (который
находиться вдоль западной стены территории Харам) находятся колоннады,
поддерживаемые мраморными колоннами. В задней части (северная стена
территории Харам) находятся сводчатые стены из камня. Центральная часть
основного здания покрыта прочной крышей, залитой смолой и заканчивается
фронтоном, над которым возвышается великолепный купол».
Мечеть играла важную роль в распространении науки и культуры в Исламе.
Взгляд на научные организации, которые очень подробно описаны ученым
позднего средневековья Кади Муджир-уд-дином (умер в 1521 г.),
осведомляет нас о связи между верой и учением несмотря на то, что его
описание включает в себя медресе, построенные после крестовых походов,
ранние институты, повидавшие лучших исламских ученых города,
существовавшие до войны.
Внутри мечети аль-Акса, рядом с женской территорией находится медресе
Фарисия, основанное Эмир Фарис-уд-дином Албки. Были также такие медресе
как Назрие и Нассирия. Последнее из них было названо в честь
иерусалимского ученого шейха Насра, затем оно получило известность как
Газалия после того, как здесь проживал и работал великий ученый
аль-Газали. Вокруг аль-Аксы также находиться Катания, Факрия, Баладия и
Танкизия. Танкизия, как рассказывает Ибн Муджир, огромное медресе
расположенное на дороге Хатт, основатель этого медресе, помощник
правителя Сирии Эмир Танкиз Насри, был ответственным за строительство
водопровода в системе водоснабжения Иерусалима.
Немало турецких женщин стоят за строительством множества медресе внутри
и вокруг мечети аль-Акса. Медресе Асмания, которое создавалось как вакф
в 1523 г. женщиной, принадлежавшей к одной их великих семей страны. Ее
звали Исфахан Шаххатун, раньше., в 1354 г. другое медресе, под
названием Хатуния, также было создано как вакф Огл Хатуном, дочерью
Шамс уд-дина Мухаммеда бин Сайф уд-дина из Багдада. Медресе
финансировалось местными предпринимателями.
Большое количество медресе отображает великую интеллектуальную
деятельность, процветавшую в Иерусалиме в эпоху Ислама до начала
крестовых походов. Муджир уд-дин назвал некоторые яркие личности,
которые своими мыслями и трактатами оставили след в истории города. Это
Умм аль-Хаир Рабийа, дочь Исмаила из семейства Акил, она жила в VIII
веке. В XI веке при Сельджуках, незадолго до нашествия крестоносцев,
город стал свидетелем различных культурных действий. Великие ученые,
как с запада, так и с востока исламского мира, сделали город своей
целью и поселились там. Ученые города и гости приняли участие в богатой
культурной жизни. Ибн аль-Араби представляет четкую картину активной
жизни в городе, где встречались ученые от Хурасана на востоке до
аль-Андалуза на западе.
Огромное впечатление на него произвели учебные кружки и собрания для
обсуждений. Среди таких ученых был Шафиит Наср ибн Ибрахим аль-Магдиси
(умер в 1096 г.), который преподавал в школе Насрия, Ата аль-Магдиси
(Абу аль-Фатдл) и аль-Румали. Абу аль-Фарадж абд аль-Вафик (умер в 1090
г.) также жил в Иерусалиме. Он стоит за распространением ханбалитских
взглядов Ислама в пределах и за пределами города. Он также является
автором работ по правоведению. В частности Китаб аль-Джавахир,
посвященная интерпретации Корана. Абу Фатх Наср (умер в 1097 г.)
написал множество работ , например Аззак аль-Абид и обучал хадисам в
Иерусалиме, в том же месте, где прибывал аль-Газали.
Среди великих ученых Иерусалима есть Абу Маали аль-Мушарраф, написавший
Фадаил аль-Байт аль-мукаддас ва Асахра (Заслуги Иерусалима и Скалы), в
которой он затрагивает историю города, его достопримечательности и
святыни. Он был современником Абу Касыма Мекки аль-Ромарли, который
также собрал множество фактов и написал об истории Иерусалима. Великий
аль-Газали (родился в 1058 г.) жил в этом городе. Факих из Андалусии
Абу аль-Бакр аль-Туртуши также прибыл в Иерусалим в 1091 г. и остался в
городе и преподавал в мечети аль-Акса, Абу Бакр ибн аль-Араби, который
позже отправился на Восток, посещал его лекции.
Видно, какая ученая жизнь разворачивалась внутри и за пределами мечети.
Особенно это касается аль-Аксы. Мечеть аль-Акса в Иерусалиме является
третей святыней Ислама и имеет три библиотеки. Мечети принадлежало
множество сборников книг в медресе Нахавия и Ашрафия, также в медресе
более высокого статуса, Фарисия. Рядом находилась мечеть Умара, которая
была построена во время правления второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба
(халиф 634-644 гг.). Она быстро превратилась в важную Академию
религиозных и светских наук и обладала огромной коллекцией книг,
которые были распространены среди четырех медресе мечети. Среди
последних было медресе Насирия, основанная Наср аль-Магдиси, также
известная как Газалия, в честь философа аль-Газали (505-111 гг. по х.),
где он полностью уединился до завершения прославленной работы Ихья
аль-Улум уд-дин (возрождение религиозных знаний).
Абу Хамид аль-Газали родился в Тусе в 1058 г. В раннем возрасте потерял
отца и воспитывался другом суфием. Он изучал право, теология и
философию. Провел большую часть своей жизни в обучении и писании и
долго пребывал в Иерусалиме, Дамаске и Багдаде. В возрасте 33 лет он
возглавил кафедру права в колледже Низамия в Багдаде, где он и учился.
Вскоре весь исламский мир узнал его ораторское искусство, эрудицию и
диалектические навыки. Спустя четыре года после обретения славы,
аль-Газали слег в результате загадочной болезни.
Пропали аппетит и переваривание, парализация языка деформировала речь и
его разум начал разрушаться. В 1094 г. он покинул Багдад, по видимости,
якобы чтобы совершить паломничество в Мекку. На самом деле он ушел в
уединение в поисках тишины, размышления и мира. Он добрался до
Иерусалима с огромным желанием посвятить свою жизнь вере и посетить
священные места, поселился в заавия, которая находилась над дверью
искупления, до этого известная как Насирия ,внутри мечети аль-Аксы, там
он и написал Ихья аль-Улум уд-дин (Возраждение науки и религии).
По мнению аль-Газали, личные мнения должны приводить к хорошим деяниям,
заслуживая довольство Бога и вести к спасению. Он также был выдающимся
ученым. Его Макасид аль-Фаласифа (Цели философов) был переведен на
латинский в XII веке и стал очень влиятельной книгой среди христианских
теологов. Он также оказал глубокое влияние на средневековых еврейских
философов, Маймонидов. Даже христианские писатели, особенно Аквинат,
Данте и Паскаль были вдохновлены переводами его работ и использовали
его идеи в защите своей религии.
До аль-Газали среди известных ученых города был аль-Тамими (X век). Его
полное имя было Абу Абдаллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Саид аль-Тамими
аль-Мукаддиси (означает уроженец священного город). Он был палестинским
врачом, который провел фармацевтические эксперименты и стал автором
множества медицинских работ особенно по материи медика. Его основной
работой является руководство (Мушид) по materia medica Китаб аль-муршид
иля джавахир аль-агдия ву кува-л-муфрадат (Путеводитель к пониманию
содержания продуктов и простых лекарств), которая содержит очень много
ценной информации о растениях, полезных ископаемых и т. д.
В XIX веке французский медицинский историк Леклерк в первом томе своей
работы по мусульманской медицине (стр. 549-552) рассматривает самые
интересные рукописи , которые находятся в Мадрид-Эскориал 887, старое
882 – содержащие отметки сделанные студентом во время консультации с
врачом. Врача звали Мухаммад аль-Тамими, о котором нет конкретной
информации. Леклерк считал, что он из Толедо (1609 г.), но Сартон
отмечает, что его предположения неубедительные. Скорее всего, два
аль-Тамими – это одна и та же личность. В любом случае, эта работа
представляет огромную ценность и заслуживает тщательного изучения, в
ней речь идет о 50 сессиях. Леклерк сам предлагает проникновение в суть
этой рукописи в Эскориале, которая, по его мнению, предстает в
искаженном виде. Она делится на несколько сессий, а число этих сессий
составляет 50.
Больной человек представляет себя, и врач задает вопросы, затем его
студенты обследуют больного с дальнейшими вопросами и ответами и врач
выписывает лекарство. Врач обычно задает вопросы студенту о заболевании
больного исходя из знаний студента. Если студент не знает многого, врач
рассказывает ему больше сразу после того, как пациент уходит. Если
студент замечает, что что-то не совсем совпадает с диагнозом, то он
задает вопросы врачу, который, в свою очередь, дает ответы.
Вот пример сессии, переданной студентом: «Пришел пациент, жалуясь на
сильную головную боль. «Учитель спросил: «Головная боль в передней или
задней части и с какой стороны головы вы чувствуете пульсацию?» Пациент
ответил: «Кажется, как буд-то бьет молотком по моей голове спереди.»
Учитель выписал следующее: «Вам следует взять ромашку, лепестков роз и
головки мака. Затем перемешаете все в сковороде и добавите воды в
достаточном количестве для заливки массы. Доведя до кипения, вам
необходимо наклонить голову на исходящий пар, делайте это на протяжении
трех дней и ночей и вы выздоровите. Что касается диеты, ешьте
что-нибудь мягкое и расслабляющее.» Пациент вскоре выздоровел.
Пришел человек и сказал, что у него над верхним веком есть припухлость.
Учитель попросил меня измерить опухоль руками и выяснить является ли
она статической или передвигающейся. Я проделал это – опухоль
передвигалась как камень под кожей. Учитель спросил у меня: «Есть ли
повреждения под веком?» Я не обнаружил. Затем учитель сказал:
«Растирайте опухоль оливковым маслом и сделайте компресс горячим
хлебом.» Пациент сделал это и выздоровел в течение трех дней». Еще в
одной сессии студент рассказывает, как учитель вылечил болезни, выписав
диету. Увидев, что ученик в недоумении, учитель ответил, что выписанной
еды достаточно для излечения заболевания.
Аль-Мукаддаси (946-1000 гг.), по происхождению из аль-Кудса
(Иерусалима), отсюда и его имя, он общепризнанно считается одним из
самых наглядных ранних исламских писателей по социальной географии
Ислама. В свои путешествия он отправлялся из Иерусалима и посетил почти
каждую часть мусульманского мира. Самый известный из его трактатов
Ахсан ат-Такасим фи Маарифат аль-Акалим (Лучшие разделы знаний о
климатах), был завершен примерно в 985 г. Хорошее описание ему дано
Крамерсом, отрывки его описаний можно найти в «Арабской цивилизации»
Данлопа.
|
Аль-Мукаддаси был первым географом, определившем и приведшим в
соответствии со стандартом значение и скрытые смыслы арабских
географических терминов. И первый предоставил список городов и других
деталей для быстрого ознакомления. Он нарисовал первую цветную карту,
указывая границы регионов и торговые маршруты красным цветом, песчаные
зоны желтым цветом, реки синим, а горы цвета охры. После общего обзора
географии и земель Ислама, географической расстановки различных частей
и примерной оценки расстояния от одного рубежа до другого,
аль-Мукаддаси отдельно занялся странами. В изучение каждого региона он
делит свою работу на две части.
Первая перечисляет местности и дает хорошее топографическое описание,
особенно основных городов. А вторая включает в себя различные тематики:
население, ее состав, социальные группы, торговля, полезные ископаемые,
археологические монументы, деньги, политическая среда и т.д. Работа
также включает в себя меры веса и длины, валюты, языки, поэтическую
среду, финансовые расходы людей и торговлю. Аль-Мукаддаси также
показывает маршрут между основными местами, расстояния указываются в
днях пути, но также и в фарсахах.
Исламское городское поселение, его рост, разнородность, запутанность,
экономика и политика являются подробностями, которые привлекают особое
внимание аль-Мукаддаси, и о них идет речь почти в каждой главе по
каждому региону и месту, где он побывал. Аль-Мукаддаси проводит
различие между городами присутствием больших мечетей и их минбарами –
символом исламской власти. В связи с этим он заявил следующее: «Теперь,
если кто-то хочет сказать, почему ты посчитал Халаб столицей округа, в
то время как есть другой город под таким названием?» Я отвечу ему: «Я
уже заявлял, что столицы подобны генералам, а города войскам,
следовательно, будет неправильно приписывать Халаб со всем его
превосходством и тем фактом, что здесь заседает правительство и
находятся правительственные учреждения, или Антакию с ее великолепием,
или Балис с его богатым населением, положение городов зависит от
маленьких и разрушенных городов.»
Аль-Мукаддаси тщательно исследует защитные сооружения каждого города.
Стены, их высоту, толщину, расстояние между каждым укреплением, доступ
внутрь и за пределы, расположение согласно общей топографии - это
искусственные препятствия, которые привлекают его внимание. Также и
повседневные заботы, такие как торговля, обмен, рынки, городская
экономика. Аль-Мукаддаси изучал рынки и их развитие и упадок.
Ежедневные и ежемесячные выгоды и то, как распределялись эти доходы. Он
внимательно изучал как местность управлялась и как вели себя граждане,
которые жили по таким факторам как порядок, чистота, моральность,
стремление к знаниям.
Судя по его описаниям Египта, Нила и Нилометра, можно узнать многое об
управлении водой и гидравлических технологиях. Валюта, ее обращение,
пользователи, а также ее колебания привлекают особый интерес. Динары,
дирхемы, их умножение и деление в соответствии с валютами каждого
региона были изучены детально. Аль-Мукаддаси также стремился получить
информацию о питании, одежде, диалектах.
Аль-Мукаддаси, в отличие от своих предшественников, хотел рассмотреть
аспекты, интересующие торговцев, путешественников и деятелей культуры.
Таким образом, его работы выходят за рамки традиционной географии и
становятся образцами понимания и объяснения основ исламского общества.
В целом, Крамер делает заключение: «В современной географии не
существует тематики не затронутой аль-Мукаддаси. Такого же мнения
придерживается А. Микуэль, автор недавних переводов Мукаддаси.» В
добавок к этому А. Микуэль считает, что аль-Мукаддаси был создателем
целой науки географии.
Муаффак аль-Дин Якуб бин Саклан был христианским врачом из Иерусалима
(умер в 1229 г.). Он был православным христианином и был управляющим
иерусалимской больницы при Муаддаме, правителе из династии Аюбидов.
Муаддам принял Якуба на службу и одарил его множеством подарков и
почестей. Несмотря на то, что он сам был не совсем здоров, так как у
него были проблемы с ногами, он служил Муаддаму, даже если его пришлось
бы понести на руках. Оба они умерли примерно в одно и то же время. Бен
Саклан был не только одаренным врачом, но также удостоился чести за его
хирургические навыки. Ибн Абби Усайбия (медицинский историк XIII века)
в частности восхваляет его. Как он утверждает, Ибн Абби Усайбия, Бен
Саклан ежеминутно проверял каждый симптом, подробно изучал и не
позволял ни одной детали миновать его внимание. Он был совершенным
человеком, интеллигентным и благоразумным. Он умер, оставив за собой
сына, который пошел по его стопам.
Рашид аль-Дин ибн Иссури (XIII век) был сирийского происхождения и
учился торговле в Дамаске. Тем не менее, он также какое-то время
занимался медициной в Иерусалиме и работал в городской больнице. Его
друг Абу аль-Аббас аль-Хаяни, ученый и человек высокого благородства,
знавший все о простых элементах, обучал Ибн Иссури ботанике. Как и Ибн
Саклан, Рашид аль-Дин служил правителю аль-Муаддаму, в частности во
время военных компаний против крестоносцев. После смерти аль-Муаддама
он служил Насиру, который назначил его главным врачом. Рашид аль-Дин
был признанным ботаником, благодаря своей страсти и знаниям он занимает
место среди великих ботаников таких как Ибн аль-Байтар и Ибн Румия.
Его работы не сохранились до настоящего времени, но некоторые ученые
все же ссылаются на него. Рашид аль-Дин славился не только своими
теоретическими знаниями предмета, но и новшествами, которые он ввел в
данную область. Он часто путешествовал, особенно часто ездил в горы
Ливана, где его всегда сопровождал художник, который рисовал каждое
растение подробно, включая листья, корни, ствол на разных этапах роста.
Затем растения рисовались на стадии высыхания, когда они особенно
полезны в качестве медицинских растений.
По мнению османского историка биографа Хаджи Халифа, Рашид аль-Дин
добавил множество растений в ассортимент врачей. Также известны его
комментарии по ботанике к работам другого выдающегося ботаника Ислама
Тадж аль-Дина аль-Булгари (друг ботаника Ибн аль-Байтара).
|