Разрастается скандал
вокруг референдума в Швейцарии, в ходе которого большинство населения
страны проголосовало против строительства новых минаретов. И сторонники
запрета, и его противники говорят о "войне культур".
Арабские
страны грозят бойкотом, турецкая пресса называет Швейцарию "фашистским"
государством, немецкий режиссер Фатих Акин демонстративно отказался
приехать на презентацию своего нового фильма... Масштабы скандала
заставляют вспоминать о карикатурах в одной из датских газет, которые
часть мусульман посчитала оскорбительными для пророка Мухаммеда.
Война символов
Но
из-за чего, собственно, разгорелся сыр-бор, в который по мере своих
возможностей вносят лепту обе стороны? Разве швейцарцы хотят закрыть
мечети? Конечно, нет. Они даже не собираются сносить старые минареты -
только не разрешают строить новые.
Впрочем,
болезненная реакция на итоги референдума, в том числе реакция
немусульман, обвиняющих швейцарцев в ксенофобии и нетолерантности, в
общем-то, понятна. А вот почему сторонники запрета с такой страстностью
его добивались? Ведь речь идет лишь о символах, знаках, внешней
атрибутике. Минарет, полумесяц и купол - самые заметные, самые броские
архитектурные атрибуты мечети. Но купол и полумесяц не столь режут
взгляд тех, кто видит в исламе угрозу. Минареты, по их мнению, - это
демонстрация могущества, символ превосходства, агрессивной экспансии,
причем символ политический, а не религиозный.
На
агитационном плакате сторонников запрета черные минареты напоминали
устремленные в небо ракеты, попирающие мирный швейцарский стяг. Рядом
была изображена мусульманка в черной бурке с узкой прорезью для глаз.
Тоже, кстати, символ: за те двадцать лет, что живу в Германии, я таких
женщин видел раза два-три, не больше.
Но
вернемся к знаковой составляющей минаретов. Самое интересное, что те,
кто хочет убрать их из городского пейзажа, не столь уж неправы в своей
интерпретации этой знаковости. Ведь и для радикально настроенных
мусульман минарет - символ превосходства, подчеркивающий их особость и
обособленность, доминанта, утверждающая завоевания ислама на той земле,
на которой стоит минарет.
В
общем, пресловутая "война культур" или "война цивилизаций" превращается
в "войну символов". Те, кто воспринимает ислам как нечто чуждое и
враждебное, бьются с минаретами, как Дон Кихот с ветряными мельницами.
Только вот цели у них не столь благородны, как у Дон Кихота, да и
"мельницы" не столь безобидны. Но суть от этого не меняется.
Борода как метафора
К
тому же участники этой бессмысленной войны по обе стороны линии фронта
забывают о том, что со знаками и символами дело обстоит вовсе не так
просто, как они себе это представляют. Символика - это всегда наслоение
мотивов и аллюзий, сплетение прошлого и настоящего. Первые строители
минаретов, как доподлинно известно, копировали шпили и колокольни
христианских церквей. Долгое время минарет вовсе не был непременной
составляющей мечети и в некоторых случаях даже считался архитектурным
излишеством. "Если община может слышать зов на молитву и без минарета,
сей не надобен. Из-за одной только показной набожности возводить его
запрещено", - так гласила фетва (решение муфтия).
Да
что минареты! Петр Первый в свое время насильно стриг бороды боярам, а
талибы, когда пришли к власти в Афганистане, наоборот, заставляли всех
мужчин отращивать их. И к тем, у кого борода росла плохо, относились с
подозрительностью. Как только войска "Северного альянса" освободили от
талибов Кабул, к парикмахерам выстроились очереди: брить бороды.
Талибы
лелеяли бороды как знак приверженности архаическим традициям, что, с их
точки зрения, было достойно всяческого поощрения. Русский царь Петр, в
сущности, придерживался того же мнения, но оценивал эту приверженность
традициям как отсталость и косность. В свою очередь его праправнук
Николай Первый считал бороды признаком вольнодумства, и носить их лицам
дворянского сословия при Николае воспрещалось.
С глаз долой - из сердца вон?
Этот
историко-просветительский экскурс можно продолжать бесконечно. Но и так
ясно, что знаковость, символика, внешняя атрибутика никогда не бывают
однозначными ни во времени, ни в пространстве, что они всегда допускают
множество толкований, что даже одни и те же народы, одни и те же страны
воспринимают их по-разному. Принцип "с глаз долой - из сердца вон"
здесь не работает. Исчезнет минарет - некуда будет подниматься
муэдзину, но в мечеть-то люди по-прежнему будут ходить. И по-прежнему
будут внимать словам проповедников, в том числе тех, кто выступает
против интеграции, "тлетворного влияния Запада" и "врагов ислама". Один
из организаторов терактов 11-го сентября 2001 года Мохаммед Атта
находил единомышленников в мечети, над которой не было минарета. Так,
скромный, не бросающийся в глаза молельный дом...
Выходит, придется все-таки закрывать мечети для того, чтобы обезопасить себя от распространения исламского экстремизма?
Конечно,
нет. И не только потому, что дискриминация по конфессиональному
признаку противоречила бы фундаментальным принципам европейской
демократии. Кроме всего прочего, такой шаг вызвал бы противоположный
эффект, то есть лишь усилил бы экстремизм. И в любом случае был бы
бесполезен. В Бельгии с 1919 года существовал своеобразный "полусухой"
закон: было запрещено продавать и пить напитки крепостью выше 22
градусов в "общественных местах" (то есть, в числе прочего, в кабачках,
ресторанах, барах). Закон отменили спустя несколько десятилетий, потому
что выяснилось: результаты запрета оказались провальными. Люди
спивались дома.
Так что загонять болезнь внутрь - значит еще больше усиливать ее. Но что же тогда делать?
Свобода как аргумент
Как
это ни банально звучит, - искать компромисс. Не с экстремистами (тут
аргументы бессильны), а с основной массой верующих, способных к
разумному диалогу. В Кельне, например, где решили построить новую
мечеть, в ходе нелегкой, длительной дискуссии, порой принимавшей очень
острые (причем с обеих сторон) формы, удалось в конце концов найти
довольно простое решение: минареты будут несколько ниже, чем
предполагал первоначальный проект. В Дуйсбурге, где стоит самая большая
мечеть в Германии, жители соседних кварталов договорились с
мусульманской общиной, что ночью и рано утром зов на молитву звучать не
будет. Могли бы подать в суд и выиграли бы дело (в Германии с десяти
часов вечера и до шести-семи утра - обязательный "тихий час"), но
предпочли договориться миром.
Но
еще более действенное средство против религиозного и национального
обособления, против создания в странах Западной Европы "параллельного"
общества, в котором правят законы шариата, - это сама жизнь, атмосфера
терпимости, уважения к личности, свобода... Звучит, возможно, слишком
патетично, но на практике - очень эффективная вещь. Ведь при всех
опасностях свобода, без сомнения, лучше, чем несвобода. Зайдите в любой
крупный дисконтный магазин бытовой техники в Германии, Швейцарии или
Франции. Продавцами здесь работают в основном молодые турки и турчанки.
Последние часто одеты в туго обтягивающие фигуру джинсы и свитерки,
порой с таким декольте, с каким не всякая коренная немка решится выйти
на люди. Радует глаз, сердце и разум. Разум - потому, что таких под
паранджу и бурку уже никогда не загонишь.