Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Многие в Европе считают, что мусульмане не стремятся
интегрироваться в то европейское общество, в которое они приехали
добровольно, а предпочитают жить своей общиной, как бы в параллельном
мире. Это многих раздражает.
Население Швейцарии
большинством голосов в ходе референдума высказалось против
строительства в стране новых минаретов. Поскольку этот вотум
интерпретируется как доказательство наличия исламофобии, причем не
только в Швейцарии, в Европе разгорелась дискуссия о причинах этих
страхов и о том, как преодолеть неприятие ислама, передает NEWSru.ua.
В
Германии, Нидерландах, Великобритании, Франции реакция на результаты
референдума оказалась схожей: некоторые возмущены недостаточной
толерантностью швейцарцев, но большинство комментаторов (и среди
политиков, и в СМИ) призывают понять страхи коренного населения,
считающего, что ислам — медленно, но неуклонно — наступает.
Причем
и для доказательства, и для опровержения этого приводятся одни и те же
цифры: в Германии, как и в Швейцарии, мусульмане составляют пять процентов населения, в Великобритании — три, во Франции — чуть более шести.
Уже пять процентов, или всего пять процентов?
А
где же чувство собственного достоинства, уверенность в себе большинства
населения, если оно испытывает такой страх перед пятью процентами
иноверцев, которые, в принципе, ничем не отличаются от остальных 95
процентов? — спрашивает Мишель Фридман (Michel Friedman), известный
публицист, входящий в руководство Центрального совета евреев Германии.
Объяснить
этот страх можно только незнанием, или нежеланием знать, что такое
реальный ислам. Большинство «живет» теми представлениями об исламе,
которые сформировались под влиянием радикальных сил, причем с обеих
сторон. Особенно после 11 сентября 2001 года, когда по незнанию, или
намеренно, в одну кучу были свалены и ислам, и террористы, и радикалы,
намеревающиеся исламизировать весь западный мир.
По мнению
Аймана Мазека, одного из руководителей Центрального совета мусульман
Германии, проблема вообще не в религии, а в том, что многие на западе
видят в приверженцах ислама, живущих рядом, не просто других людей, а
неких агентов мусульманского мира, реализующих здесь призывы сделать
ислам важнейшей религией Европы, заменить демократические законы
шариатом.
Конечно, воинствующие мусульмане есть, но не надо их
роль преувеличивать, уверен Айман Мазек. Он считает, что экстремистские
высказывания, сделанные где-то далеко на Востоке, становятся широко
известными в Европе только потому, что их широко тиражируют радикальные
противники ислама, чтобы возбуждать антиисламские настроения.
«Понаехали тут»
Многие
в Европе считают, что мусульмане не стремятся интегрироваться в то
европейское общество, в которое они приехали добровольно, а
предпочитают жить своей общиной, как бы в параллельном мире. Это
раздражает тех, кто уверен, что «новоприбывшие» должны вписываться в
рамки традиционной для этой местности культуры.
Активнее всего эту точку зрения отстаивает нидерландский правый популист Герт Вилдерс, председатель Партии свободы.
Обращаясь
к иммигрантам, Вилдерс прямо говорит, вы можете здесь жить, только если
готовы принимать наши традиции, наши законы, нашу конституцию. Только в
таком случае мы готовы помогать вам интегрироваться. Тем, кто
руководствуется принципами джихада и шариата, Вилдерс рекомендует
собирать вещи и уезжать, не дожидаясь депортации.
Столь резкие
заявления сейчас все чаще звучат в Европе. Люди, рассуждающие так,
правда, забывают, что причины появления мусульман в европейских странах
абсолютно различны. Мусульмане в Великобритании, Нидерландах, Франции —
это итог той политики, которую проводили эти страны в прошлом. В
Германии мусульмане — это прежде всего гастарбайтеры, приглашенные на
работу, но фактически давно уже не гости. Поэтому, например,
христианский демократ Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schuble), министр в
нескольких правительствах ФРГ, сейчас должен признать, что ислам уже
прочно вошел в жизнь страны, а мусульмане не рассматриваются как нечто
чуждое, враждебное. Конечно, если они признают наши традиции, наш образ
жизни, наши принципы, например, принцип равноправия мужчин и женщин,
подчеркивает Шойбле.
Все должны иметь достойные храмы
Более
половины мусульман в Германии, да и в других странах Европы, являются
ее гражданами. Поэтому вполне понятно и требование, которое все чаще
звучит в Европе: мусульмане должны иметь достойные религиозные
сооружения. Пока это требование не всегда находит широкую поддержку
коренных европейцев. Так, в Швейцарии в центре внимания оказалось
строительство минаретов, а в Германии проблемой нередко становится
строительство самих мечетей.
Однако, по мнению психологов, и то,
и другое нужно объяснять не рациональными причинами, а лишь мистическим
страхом перед непонятными культовыми сооружениями: чем они больше, тем
больше страх, что ислам и впрямь стремится доминировать в Европе.
|