Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш Мир»
Отношения между государством Израиль и ортодоксальным иудаизмом всегда
складывались непросто. Отцы-основатели Еврейского дома стремились
построить его на двух китах – иудаизме и демократии, и временами
казалось, что им удалось найти оптимальную точку равновесия. И у
светского, и у религиозного населения сохранялись взаимные претензии и
поводы для недовольства, но чувство национального единства было
сильнее. Одним из вариантов решения стал религиозный сионизм, чьи
приверженцы ("вязаные кипы") исполняют заповеди Торы и при этом служат
в армии, учатся и работают на благо своей страны. Именно эти люди
преобладают среди поселенцев на контролируемых территориях. Возможно,
сопротивление размежеванию и насильственной эвакуации было бы куда
активнее, если бы не традиционная лояльность религиозных поселенцев к
власти. Во всяком случае, можно вообразить, с каким рвением защищали бы
свои дома "харедим" (ультраортодоксы), не отягченные подобными
"предрассудками".
Но патриотические чувства "вязаных кип" подвергались испытаниям по мере
того как правительственный курс смещался влево и политика по отношению
к поселениям становилась более жесткой и нетерпимой. В последние годы
этот сектор все меньше отождествляет себя с современным государством
Израиль. Этим и вызван очередной конфликт религиозной и светской основ
Еврейского дома. Солидное количество солдат, заявивших, что не будут
выполнять приказ о выселении евреев, принадлежат к религиозным
сионистам. Армейские власти возлагают ответственность за этот бунт на
руководителей йешивот-эсдер (религиозных учебных заведений, чьи
студенты служат в армии). Начальник генерального штаба ЦАХАЛа Габи
Ашкенази даже потребовал разорвать договор армии по меньшей мере с
двумя из них – йешивами в Ар-Браха и Алон-Морэ, чьи раввины открыто
призывают своих учеников саботировать эвакуацию поселений. Но в
министерстве обороны резонно опасаются, что резкие шаги заставят пойти
на разрыв с ЦАХАЛом и более умеренных раввинов. Что касается молодых
людей, 80% которых идут служить в боевые части, то они почувствуют себя
выкинутыми из жизни государства. Безусловно, нельзя допустить развала
армии и подстрекательства к неповиновению со стороны религиозных
авторитетов. Однако ситуация, при которой верующий человек должен
выбирать между присягой (приказом) и мнением духовного наставника,
сложилась не вчера. Такой вариант следовало заранее обговорить при
заключении соглашения с йешивами и вообще учитывать, призывая в армию
религиозных солдат.
Надо заметить, что с "вязаными кипами" отождествляют себя сотни
тысяч израильтян, которые подходят под определение "соблюдающие
традиции". Все они в разной степени прислушиваются к мнению раввинов и
болезненно реагируют на конфликты власти с религиозными институтами.
Углубление этих противоречий вызывает у них чувство протеста и
порождает экстремистские настроения.
Не случайно такое внимание привлекла вышедшая недавно "Книга Царя"
раввина Ицхак Шапиро, который перечисляет ситуации, когда можно убивать
гоев (неевреев), в том числе и маленьких детей, и подкрепляет свои
выводы высказываниями авторитетных раввинов. Эта скандальная книга
вызвала гораздо больше интереса, чем это случилось бы в бесконфликтные
времена.
Так же не случайно возобновление ультраортодоксальных "субботних войн"
в Иерусалиме и запрет двадцати мудрецов Торы на пользование Интернетом.
Постановление касается религиозных сайтов, которые прежде считались
"кошерными" и которыми пользовались сами раввины для общения со своими
последователями. Теперь община "харедим" оказалась еще более
обособленной и практически оторванной от остального мира, а ее лидеры
увереннее берут руководство в свои руки, видя слабость и растерянность
светской власти.
Еще один скандальный случай: речь министра юстиции Яакова Неэмана,
в котором он превознес достоинства раввинатских судов и призвал
"сделать Галаху (религиозный закон – ред.) фундаментальным правом
нации", что вызвало немедленное обвинение в намерении
"талибанизировать" Израиль.
Религиозные журналисты, со своей стороны, упрекнули светские СМИ в
передергивании и указали, что министр говорил об имущественных спорах и
возможности передать именно их в ведение раввинатских судов. Но и это
предложение довольно спорно, даже если учесть, что оно было высказано
на религиозной конференции. Будучи не просто "пожилым религиозным
человеком", как назвали его в одном издании, а членом правительства,
Неэман должен представлять себе, какой резонанс вызовут его слова.
Выступление Неэмана свидетельствует о том, что многие руководители
государства говорят и действуют, исходя из своих личных убеждений и
никак не соотнося их с мнением общества. И если министр Неэман считает,
что суд должен основываться на Галахе, а министр Барак выступает за
территориальные уступки – они будут добиваться осуществления этих идей,
используя свои ресурсы власти. Для народа в этом случае будет один
ответ: вы нас выбрали или назначили управлять, и мы будем делать это
так, как считаем нужным.
Это и есть роковая ошибка израильских правительств во все времена –
они сохраняют иллюзию, что всегда действуют от имени народа.
Единственный сдерживающий фактор в большой политике Израиля, не считая
давления извне, – это страх перед вотумом недоверия, но здесь часто
спасает правильный расчет на слабые места и интересы противников. Народ
же представляется стадом, которое послушно пойдет за вожаком в нужную
сторону. Мало того – в представлении власть имущих существует некий
абстрактный и единый "народ Израиля", которого в действительности нет.
Народ Израиля, при всех объединяющих его факторах, - это разные люди с
разным мировоззрением, им часто бывает трудно понять друг друга и
договориться между собой. Кроме того, в Израиле на абсолютно законных
основаниях проживают неевреи, и власть не может ущемлять их права.
Первоначальная задача государства – создать условия, в которых все эти
люди смогут жить в согласии со своими убеждениями, не нарушая законов и
не мешая друг другу.
Непонимание этого приносит многочисленные беды, в том числе и нынешнее
обострение противоречий с религиозным сектором. Нашим лидерам нужно
было заранее представлять себя, какую реакцию вызовет эвакуация
поселений у радикально настроенной части общества, как отзовутся на
него религиозные авторитеты и что будут испытывать солдаты-поселенцы,
выгоняющие из домов своих соседей. Абсолютно все, что происходит
сейчас, можно было предсказать изначально и принять какие-то
превентивные меры либо скорректировать шаги.
Решаясь на размежевание, власти обязаны были провести широкую
разъяснительную кампанию, ориентированную в первую очередь на жителей
поселений и им сочувствующих. Вместо этого поселенцы были фактически
поставлены перед ультиматумом: вас выселяют, потому что так решило
правительство. И сейчас йешивот-эсдер, по-видимому, ждет что-то
похожее: либо разрыв отношений с армией, либо одностороннее "прощение"
- но никаких попыток договориться и объяснить свои позиции. Точно так
же решаются и будут решаться другие вопросы взаимоотношений народа и
власти, порождая экстремистские настроения и раскалывая общество. И
только перед выборами наши деятели вспомнят, что религиозный сектор
представляет собой мощный электорат, который выгодно привлечь на свою
сторону. В предвыборную пору и в период формирования коалиции раздаются
щедрые обещания, которые повышают влияние – нет, не религиозного
населения, а политиков от религии. С этим влиянием власти будут тщетно
бороться в промежутках между выборами, вместо того чтобы изначально
позаботиться о консенсусе на благо всех своих граждан. Задача очень
трудная – но кто сказал, что должно быть легко руководить народом
Израиля, который исторически находится между Небом и землей?
|