Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
«По глазам старшего поколения видно, что нас ненавидят, а пьяная
молодежь говорит нам это прямо в лицо», - жалуются представители
многомиллионного мусульманского «меньшинства» в российской столице.
Однако мусульманский вопрос не поднимают не только в Москве.
Пути и способы, как справиться с растущим влиянием
мигрантов-мусульман, сегодня ищет вся Европа. Пока из Швейцарии
доносятся дебаты по поводу недавнего запрета минаретов, во Франции
борются за право девушек учиться с покрытой головой, в Бельгии и Дании
опасаются насилия исламских экстремистов, а в России (официально)
никаких противоречий между мусульманами и немусульманами нет.
Впрочем, как и расизма. Хотя неправительственные организации каждый
год сообщают о нападениях и убийствах на почве расовой нетерпимости.
Прежде всего, это касается граждан «кавказского типа». Конечно,
большинство российских мусульман попадают как раз в эту категорию – это
и татары, и чеченцы, и люди, приехавшие с Дальнего Востока.
Только четыре мечети
«Напишите о том, что здесь много мусульман и мало мечетей», -
убеждает меня мой таджикский парикмахер Шер, пока я оплачиваю стрижку.
«По пятницам молитвенные дома переполнены, нам приходится молиться
снаружи на тротуаре, все приносят с собой собственные ковры. Да вы
приходите, сами все увидите», - говорит он.
От московского стадиона «Олимпийский» и станции метро «Пропект мира»
я иду по узкой улочке, направляясь к столичной мечети. Несколько шагов
– и вы в другом мире. Небольшого пространства слишком мало для
приехавших мусульман, учеников медресе с длинными бородами, почтенных
старцев в тюбетейках. За рукав меня хватают мусульманки с маленькими
детьми в ожидании милостыни. Над мечетью возвышаются два недостроенных
минарета.
«Их строят уже год, но все никак не достроят. Нет денег. Мечетей в
городе катастрофически мало, по пятницам люди молятся на улице,
несмотря на дождь, снег и мороз», -жалуется Шамиль, степенный бородатый
мужчина, чеченец по происхождению. Он как раз вышел из мечети.
Задумавшись, Шамиль добавляет: «А какая вообще разница, ищут ли
верующие божье благословение на улице или в мечети?».
По его словам, деньги на строительство мечетей собирают с
верующих, еще помогают предприниматели-мусульмане, каждый дает столько,
сколько может. Власти в финансировании не участвуют: церковь в России
четко отделена от государства.
«Правда, православную церковь государство финансирует, только через
разные фонды», - уточняет Шамиль, объясняя реальное положение дел.
«Возвращайтесь домой!»
О том, что происходит в Швейцарии, Шамиль ничего не знает: «Там
запретили строить минареты? Это хорошо. Пусть мусульмане возвращаются
домой. Что они там ищут? Уже давно пора махнуть рукой на Европу. Дома
для них достаточно работы».
По официальным данным, в Москве два миллиона мусульман, по
неофициальным – более трех миллионов. Среди них есть и коренные
москвичи, в основном татары, но подавляющее большинство составляют те,
кто приехал в поисках работы с Северного Кавказа и Центральной Азии.
Мечетей в Москве четыре, еще есть несколько небольших молитвенных
домов. Во время больших праздников, например рамадана, толпы мусульман
молятся на улице рядом с мечетью – верующие «растягиваются» на
несколько километров от храма. Движение транспорта в такие дни здесь
перекрывают.
Почему нельзя построить больше мечетей? «Политических преград здесь
нет, по сути все зависит от самих мусульман», - утверждает Мадина
Эмировна Калимуллина, заместитель руководителя Международного
департамента Совета муфтиев России. «Официальные структуры идут нам
навстречу, они прекрасно понимают, что Россия – это многонациональное и
многоконфессиональное государство, что Москва – это город для всех», -
добавляет она.
Страхи перед расистами
Перед мечетью я обращаюсь к двум мужчинам с огромными черными
бородами. Я спрашиваю, как москвичи относятся к мусульманам. «Это вам
следует обратиться в официальные учреждения», - говорит один из них,
желая избавиться от меня. Потом они все же разговорились.
«Эта ненависть москвичей направлена не против мусульман, а
против всех цветных. Это расизм, направленный и на христианских грузин,
и на китайских конфуцианцев. Вопрос религии для них второстепенный, они
в этом даже не разбираются, это необразованные люди. Им достаточно, что
человек не славянин», - говорят Равиль и Абдулла, представившиеся как
журналисты из вестника местной мусульманской общины.
Настораживают данные о возрастающей активности крайне правых и
неонацистских объединений. В 2008 году, согласно мониторингу
независимого центра «Сова», в Москве и Подмосковье по расовым мотивам
было убито 108 человек. Пока ничто не говорит о том, что ситуация может
измениться к лучшему.
«Москвичи относятся к нам нехорошо. Раньше было лучше, но сегодня в
людях много ненависти, они с нами не считаются. По глазам старшего
поколения видно, что мы для них просто приезжие, а молодые, напившись,
по-хамски говорят нам это прямо в лицо», - жалуется Равиль.
Как говорит Мадина Калимуллина, Совет муфтиев России с этой
ситуацией пытается справиться с помощью различных образовательных и
просветительских программ для молодых мусульман. Их учат русскому языку
и стараются добиться того, чтобы они не вызывали у русских негативных
эмоций.
А как видят будущее молодых мусульман Равиль и Абдулла? Для них
важно, прежде всего, то, чтобы каждый сохранил свою веру, жил по закону
шариата и уважительно относился к другим. А в конце они добавляют: «Что
будет, знает только Аллах».
|