Победителем Третьего российского
открытого фестиваля документального кино "Артдокфест-2009" стал фильм
"Саня и Воробей", снятый режиссером-дебютантом Андреем Грязевым. Он
рассказывает о судьбе иногородних рабочих, приехавших в Москву на
заработки. Жюри фестиваля присудило автору ленты Гран-при "за лучший
фильм всей конкурсной программы". Награда за лучший полнометражный
фильм досталась Марии Кравченко за картину "Части тела", а обладателем
премии жюри "за лучшую короткометражную картину" стал режиссер
Александр Горелик.
Победителей назвал президент фестиваля, известный мастер документального кино Виталий Манский.
Он добавил, что "Артдокфест" является самым масштабным национальным
кинофестивалем документального кино в России как по количеству
представленных фильмов, так и по числу просмотревших их зрителей. "По
существу, мы ставим перед собой задачу содействовать развитию языка
документального кино, расширять его содержание и проблематику,
вторгаться в самые закрытые до сих пор темы, помогать скрывать болевые
точки современного мира. Вместе с тем мы предоставляем зрителям дать
возможность увидеть самые яркие документальные ленты последнего
времени, которые они не могут видеть на экранах ни в кинотеатрах, ни по
телевидению", - отметил Манский.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, в программу
фестиваля вошло 90 фильмов, из которых в конкурсе участвовала 21
картина. В основном, это работы российских документалистов. Однако,
согласно регламенту смотра, на нем были показаны и фильмы, снятые за
последние полтора года на русском языке зарубежными кинематографистами,
в том числе документалистами Белоруссии, Германии, Австрии,
Нидерландов, Норвегии, Франции и других стран. В рамках внеконкурсной
программы демонстрировались фильмы из коллекции фестиваля
документального кино в Амстердаме, спортивные киноленты, снятые в
разные годы, а также фильмы, созданные на основе архивного материала.
Президент фестиваля отметил, что
документальные ленты изменились и обогатились новыми темами, расширился
круг проблем, волнующих их авторов. По его словам, все чаще в центре их
внимания не выдающиеся или популярные личности, а простые обыкновенные
люди с их повседневными заботами и горестями, мечтами и надеждами. "На
примере их судеб кинематографисты стремятся затронуть важные
социально-экономические и нравственные проблемы жизни современного
общества, - подчеркнул Манский - Мне кажется, что сейчас происходит
процесс рождения нового авторского документального кино и, что не менее
важно, явно растет интерес к нему широкой зрительской аудитории. Это
убедительно продемонстрировал наш фестиваль, который проходил в Москве
с 4 декабря в течение декады. Фестивальные фильмы демонстрировались
одновременно в пяти кинозалах и их просмотрело около двадцати тысяч
зрителей. Все просмотры неизменно шли при переполненных залах, а порой
по просьбам присутствующих приходилось картины показывать дважды".