Как сообщает РИА Новости, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на Международной конференция "Уроки Второй мировой войны и Холокоста", призвал не забывать уроки Второй мировой войны и, во имя миллионов погибших в войне говорить жесткое "нет" нацистским группировкам. Как сказал Патриарх, "Сегодня, забыв о великих жертвах, понесенных народами в борьбе с человеконенавистнической идеологией, молодежь разных стран примеряет на себя нацистские символы. Образовалась субкультура, в которой идеалы и нормы диктует та же система, которая в прошлом веке строила концлагеря и проводила расовые чистки.".
Этот призыв, увы, актуален, и нам стоит подумать о том, как и почему в современной восточной Европе в ранг героев – причем не только глупыми юнцами, но даже официальными властями – возводятся люди, запятнавшие себя самым бесчеловечными зверствами.
Нет ничего более практичного, чем богословие, нет ничего более современного, чем Церковь, и нет более актуальной книги, чем Священное Писание. Ответ на наши сегодняшние проблемы мы находим там же, где их можно было найти всегда – в слове Божием.
Люди ищут чувства общности, принадлежности, укорененности, сознания того, что они не одни, они принадлежат чему-то большему, чему-то более важному и достойному, чем они сами. Это одна из глубочайших потребностей человеческой природы – и это одно из несомненных свидетельств ее тварности. Мы созданы, чтобы принадлежать, мы созданы, чтобы войти в единство, мы созданы, чтобы поклоняться, мы созданы, чтобы прославлять и благодарить – и цель Бога в том и состоит, "дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. (Еф.1:10)". Бог направляет историю к тому дню, когда спасенные люди, ангелы, архангелы и все преображенное мироздание соединится в одном ликующем гимне во славу Отца, и Сына, и Святого Духа.
Однако человек пал – и грех глубочайшим образом извратил всю его природу. Мы видим это, прежде всего, в идолопоклонстве; люди поклоняются и служат кому-то или чему-то, что не есть Бог. Иногда это вещи сами по себе дурные – как наркотики или половые извращения – иногда сами по себе хорошие, но поставленные на совершенно недолжное место, в центр человеческой жизни, где может пребывать один только Бог.
ХХ век бы эпохой невиданного идолопоклонства – люди поклонялись идеологиям, нациям, вождям, и приносили им многочисленные человеческие жертвы. Вожди – "великие", как Гитлер, или помельче, как Бандера – повелевали людям убивать своих соседей – и люди убивали. Но тогда можно было говорить о страхе, о том, что люди не смели ослушаться тиранов, чтобы самим не попасть в число жертв. В наше время никто не принуждает жителей восточной Европы ставить памятники людоедам или устраивать праздники в честь тех, кто осуществлял геноцид. Это делается совершенно добровольно.
В чем причина этого? Любая нация стремится осознать свою идентичность, дать ответ своим гражданам на вопрос "кто мы и кто наши герои". На этот вопрос можно отвечать двояко; можно обратиться к тому положительному содержанию, которое есть в национальной культуре – у нас есть такие-то писатели, художники, композиторы, и, главное – святые. Но это требует определенного труда; гораздо проще выстраивать национальную идентичность на отрицании и враждебности – "мы против них", на общих врагах, а не на общих святынях или даже общих культурных достижениях. В этой ситуации деятели национальной культуры – или просто достойные люди – оказываются оттеснены национальными людоедами. У людоедов есть только одно достоинство – они убивали "их", чужаков, дух исключительности и враждебности в них достиг наивысшего проявления.
Поэтому прославление подонков наций, тех, кто вошел в историю участием в гитлеровском геноциде, или учинял резню по собственной инициативе – явление прискорбное, но ожидаемое. Свободна ли от этого явления Россия? Увы, нет. У нас мало кто прославляет Гитлера или его подручных. Но соблазн прославления людей чудовищно дурных не обошел и нас.
Поклонники бандеровцев или каких-нибудь прибалтийских эсэсовцев могут питать лютую – и совершенно взаимную – ненависть к нашим сталинистам, но на самом деле тех и других объединяет глубочайшее духовное и мировоззренческое родство. По сути дела, те и другие – язычники; национальные вожди наделяются чертами языческих божеств – капризных, внеморальных, преисполненных мощи, в которых почитается эта самая всепопирающая мощь и насилие.
И украинские националисты, и наши сталинисты придут в ярость от такого сравнения, но и Степан Бандера, и Иосиф Сталин – люди очень близких нравственных качеств; то, что второму удалось загубить больше невинных людей, чем первому, объясняется исключительно масштабами их возможностей. Почитать жертв катастрофического голода на Украине, и в то же время ставить памятники Степану Бандере – значит позволять политическим пристрастиям полностью заглушить нравственное чувство.
Но с нравственным чувством дело обстоит куда как плохо, и у нас в России, и у наших соседей. И причина этого понятна – компас будет работать только при наличии полюса, на который он мог бы указывать; различение добра и зла возможно только при обращении к Богу. Иначе люди будут искать общности, принадлежности и надежды в каких-то очередных идолах – и опять приносить им человеческие жертвы.