Начало года ознаменовалось событием, имеющим огромное значение для
будущего и Русской Православной Церкви, и всей нашей страны, и, можно
без колебания сказать, всей Европы и мира – крупнейшая поместная
Православная Церковь обрела нового Предстоятеля. В результате соборного
решения новым Патриархом Московским и Всей Руси стал митрополит
смоленский и калининградский Кирилл. Эпоха его предшественника –
Патриарха Алексия – была эпохой освобождения Церкви от гнета
атеистической диктатуры, возрождения церковной жизни, восстановления
поруганных храмов и монастырей. Перед новоизбранным Патриархом встали
новые задачи – сохранение единства Церкви перед лицом попыток некоторых
политических сил его разрушить, ответ на вызов воинствующего
секуляризма, возрождение религиозного образования, свидетельство о
Христе и Церкви обществу, травмированному долгими десятилетиями
принудительного безбожия.
Серьезность с которой Патриарх Кирилл подходит к решению этих задач
проявилась в ходе его пастырского визита к колыбели русской
Православной Цивилизации, на Украину летом этого года. Мы увидели, с
одной стороны радостные, сияющие лица верующих людей, встречающих
своего Архипастыря, мы увидели православную Украину, которая сохраняет
верность наследию Киевской Руси, несмотря на всех тех, кто видит в этом
наследии преграду своим планам.
Люди услышали Архипастыря во время встреч с молодежью, поездок по
всем странам, где пребывает паства Русской Православной Церкви. Не
только православные люди, но и светские журналисты и политики отметили,
что Церковь обрела сильный, ясный голос, голос, который будет услышан
во всем мире.
В этом году продолжился экономический кризис, хотя наметились и
некоторые признаки стабилизации. В чем его причины? Мы живем в
обществе, которое внушает нам, что счастье – в потреблении. Настойчивая
реклама, образы кино и популярных романов уверяют нас, что счастье,
полнота жизни, самоуважение человека определяется теми товарами и
услугами, которые он может потребить. Мы живем в мире, управляемом
"похотью очей", как говорит Апостол, или "глазами завидущими" как
говорит поговорка. Человек чувствует себя буквально обязанным
потреблять, потреблять и потреблять – и это потребительская гонка, в
итоге превысившая реальные возможности экономики, и привела к нынешнему
кризису. Для человека, далекого от экономической науки, трудно понять,
как именно развивается кризис, что его породило, и к чему он может
привести.
Однако о духовном измерении кризиса мы можем сказать более
определенно. Кризис подорвал благосостояние многих семей; некоторые
люди, обремененные кредитами, пришли в такое уныние, что совершили
самоубийство. Почему даже на небольшие проблемы люди отреагировали
таким, поистине безумным образом? Ответ на этот вопрос лежит в духовном
измерении.
В нашем языке со словом "духовный" связана определенная проблема –
"духовное" кажется чем-то ускользающим, малореальным, неуловимым, как
облачко пара. В действительности вопрос о духовном – это вопрос об
основаниях, о том, на чем мы строим нашу жизнь, о вещах невидимых,
однако служащих фундаментом для всего остального. Налаженное, рутинное
течение жизни – работа от сих до сих, вечерний сериал по телевизору –
позволяет уходить от вопроса об основаниях нашей жизни. Но иногда
происходит что-то, что вытряхивает людей из под наркоза повседневности
и заставляет обратиться к действительно важным вопросам. Это может быть
смерть близкого человека или неблагоприятный диагноз, поставленный нам
самим. Это может быть, в гораздо более мягкой форме – потеря работы или
перспектива такой потери. Люди, однако, могут реагировать на эту
встряску по-разному – кто-то приходит в уныние и озлобленность,
обвиняет в своих бедах власти, работодателей, кого-то еще, а кто-то
научается уповать на Бога, искать Его помощи и руководства – и для
такого человека кризис, тяжелые, неприятные обстоятельства становятся
благословением и милостью Божией, путем к новой жизни.
В этом году определенный страх – а кое-где и панику – вызвала
эпидемия свиного гриппа, унесшая десятки жизней. И христианские святые,
и даже языческие мудрецы призывают нас помнить о смерти; корни
латинской фразы "memento mori", "помни, что ты умрешь", теряются где-то
в глубине веков.
Стоит отметить, что этом напоминании не было ничего "готического",
ничего "хеллоуинского", никакого кокетливого заигрывания с гробами,
черепами и прочей кладбищенской символикой; не было в ней и мрачного
уныния, хотя средневековые художники любили помещать это напоминание на
фоне символов мирского веселья. "Где стол был явств там гроб стоит" –
говорит поэт, вслед за многими другими, и мы ничего не поймем в
подобных словах если подумаем, что их цель – испортить нам аппетит.
Напротив, эти слова открывают нам путь к миру и радости. Мы призваны
не изгонять из своего сознания мысль о смерти, а найти такой взгляд на
мир, в котором наша жизнь и смерть, радость и скорбь, молодость и
старость встанут на место, как вправленный после вывиха сустав. Мы
призваны обрести надежду, сознание цели и смысла, понимание того, что
мы делаем здесь и куда мы отправимся после этого; и все это мы обретаем
в нашей православной вере.
Конец года ознаменовался двумя событиями, одно из которых было
трагическим, а другое – напротив, утешительным. Страшная трагедия
произошла в клубе "Хромая Лошадь". Место плясок и буйного веселья
внезапно превратилось в место лютой смерти; но внезапно ли? Коррупция,
охватившая наше общество, когда от законных требований пожарной
инспекции принято откупаться, рано или поздно должна была привести к
подобному результату.
Но в нашем обществе есть и признаки оздоровления. Так,
Государственная Дума ввела определенные ограничения на рекламу абортов.
Пока эти ограничения невелики – но важно то, что государство постепенно
приходит к осознанию того, каким злом является массовое убийство детей
во чреве.
Приближаются новогодние праздники; к сожалению, для многих они
превратятся в повод к пьянству и обжорству, и, как всегда, будут и
смерти, вызванные отравлением спиртным или пьяными несчастными
случаями. Чтобы праздник не оборачивался трагедией, лучше встретить
новый год умеренной трапезой и смиренной молитвой о Божией помощи и
водительстве в наступающем году.