Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Интервью ближневосточной редакции с директором Иорданского королевского института межрелигиозных исследований Хасаном Абу Нима (Hasan Abu Nimah) - Некоторые официальные лица в Ватикане заявляют, что не знают с
какой из мусульманских стран вести диалог, ввиду разногласий внутри
мусульманского мира. По Вашему мнению, является ли внутриисламский
раскол, как это утверждают в Ватикане, препятствием в межрелигиозном
диалоге?
- Я не считаю, что единство исламского мира является условием диалога
мусульман и христиан. Ватикан не олицетворяет собой весь христианский
мир, который также отличается разобщенностью. Мнения людей не могут
совпадать по всем вопросам. Если в диалоге не будет разногласий, в нем
не будет и необходимости. Ведь основная идея диалога - это выявление
разногласий.
Даже в Коране говорится следующее по этому поводу:
"О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас
народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый
перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах -
Знающий, Ведающий" [Сура "Комнаты" 13-й стих]".
На протяжении всей истории человечества между мусульманами,
христианами, евреями ведется постоянный диалог. Диалог не может быть
запланирован или запрограммирован, это естественное явление
человеческой природы.
- В последнее время наблюдается рост радикальных идей в Европе в
отношении мусульман, пример тому проблема минаретов в Швейцарии, вопрос
никаба во Франции, протесты против строительства мечети в Лондоне. По
Вашему мнению, является ли это результатом неправильного поведения
мусульман, проживающих в западных странах?
- Мусульмане, которые живут в Европе, не ведут себя таким образом,
чтобы вызвать подобную реакцию. Поведение мусульман в Европе, или
других странах, не отличается от поведения представителей остальных
религий; мы люди, а не ангелы, и нам свойственно ошибаться. Однако я не
считаю, что мусульмане совершили такие действия, чтобы против них была
развернута столь негативная кампания. Дело в том, что распространение
насилия в мире необоснованно связывают с мусульманами. Есть силы,
которые распространяют в странах антимусульманские настроения,
навешивая такие ярлыки, как "терроризм" и "насилие" на мусульман, а
также на арабскую и исламскую культуру. Если человек вливается в другую
культуру, то это не означает, что он должен отдалиться от своей.
Международное право предоставляет человеку возможность свободного
выбора соблюдения традиций и культуры. Если мусульманин живет в Европе,
и при этом хочет сохранить свою культуру и традиции, это естественное
явление. Однако непризнание этих традиций и культуры является
неприемлемым ни с религиозной, ни с моральной точки зрения.
- Каким Вы видите будущее ислама в западном обществе?
- Я считаю, что большинство проблем ислама и мусульман на Западе носит
политический, а не культурный и религиозный характер. Если будут решены
проблемы на Ближнем Востоке, если будет восстановлена справедливость
для палестинского народа и положен конец израильской оккупации, если
ситуация в регионе будет стабильной, не останется и разногласий между
мусульманами и немусульманами.
- Какова роль мусульман в стабилизации ситуации в регионе?
- Я считаю, что напряженности в регионе можно будет положить конец,
если они [мусульманские страны] будут действовать скоординировано,
потребуют соблюдения норм международного права и решений ООН, а также
прекращения войны в Афганистане, Пакистане, Ираке, и выступят с
требованием прекратить израильскую оккупацию арабских территорий и
блокаду Сектора Газа.
- Можно ли, по Вашему мнению, положить конец радикализму путем распространения идей умеренного ислама - Васатыйя?
- Возможно, некоторые проявления радикализма не исчезнут никогда.
Однако, распространение идей просвещения, справедливость и равенство в
обществе ослабят его. Радикализм можно устранить, решив проблемы,
которые его порождают.
Вопрос не в том, чтобы принять конкретное решение, что Васатыйя лучше
радикализма, а в том, как всесторонне понять проблему [радикализма].
Необходимо выяснить, что привело людей к радикализму, например народный
гнет, невежество, нищета, экономический упадок. Ведь один негативный
фактор приводит к образованию другого, и так по цепочке. Нужно понять и
устранить причины проявления радикализма.
|