Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Все больше и больше индейцев майя и цотциль в мексиканском штате Чиапас
принимают ислам.Серьезные изменения в регионе произошли после восстания
сапатистов (левые радикалы из "Армии имени Эмилиано Сапаты", борющиеся
за земельную реформу и права индейцев) 15 лет назад . Одно из них – это
появление в штате новой религии – ислама. Мусульманская община, в
которой преобладают новообращенные мусульмане из числа индейцев майя и
цотциль, постоянно растет.
Молино де лос Аркос – это одна из беднейших окраин Сан Кристабаль де
лас Касас, второго по величине города в штате Чиапос, популярного среди
туристов за свою колониальную красоту. В этом районе преобладает
индейское население, люди общаются в основном на языке майя и тзотзил.
Однако по пятницам в пригороде можно слышать мусульманский призыв к
молитве на арабском языке. В деревянной хижине, расписанной цитатами из
Корана, 20 цотцильских мусульманских семей оборудовали мечеть.
"Здесь мы очищаем наши души и молимся Аллаху. Не все пришли сегодня,
некоторые люди работают", - с улыбкой рассказывает имам Сальвадор
Лопес, - "Но дела у нас идут хорошо. Наша община еще маленькая, нас
всего 2 сотни, но постепенно она растет".
Лопес принял ислам в 1995 году и взял себе исламское имя Мухаммад Амин.
Он был одним из первых мусульман в народе цотциль. Имам говорит, что он
принял ислам в результате двухлетнего духовного поиска. "В Чиапосе люди
практически ничего не знают об исламе. Никто фактически не знает, что
это за религия. Сначала и я не был уверен, что это религия подходит для
меня. В первое время и моя семья выступала против моего решения. Да,
мне было тяжело".
Альтернатива капитализму
Мусульмане в Мексике жили и раньше, но это были в основном иммигранты
из мусульманских стран Африки и Ближнего Востока. Сами мексиканцы стали
принимать ислам в основном только после того, как в 1995 группа
испанских мусульман во главе с Аулериано Пересом прибыла в Мексику,
чтобы распространять слово Аллаха.
Приезд испанцев был сразу после восстания сапатистов в Чиапосе в 1994
году. Жители бедного штата Чиапос охотно откликнулись на призыв к
исламу. После испанского завоевания в 16 веке индейцы майя и цотцилы
вели маргинальный образ жизни. Они жили в крайней нищете, подвергались
эксплуатации и дискриминации со стороны белых и метисов. Среди индейцев
процветал алкоголизм.
Приняв ислам майя и цотциль, стали придерживаться строгого запрета на
употребление спиртного и перестали пользоваться кредитами. Индейцы
Чиапоса увидели в исламе хорошую альтернативу капитализму. Однако
Мухаммад Амин подчеркивает, что ислам это выход не только для индейцев,
но и для всех: "Аллах не делает различий между расами. Мы будем рады
каждому".
Мусульмане и Сапатисты
Часть мусульман выступили в поддержку повстанцев сапатистов под
командованием субкоманданте Маркоса. Многие из его бойцов, которые
сражались за неотъемлемые права человека и земельную реформу, были
цотцилами. Часть их них приняли ислам, несмотря на то, что Маркос
сначала выступал против этого. Мексиканское правительство было
встревожено и стало наблюдать за распространением ислама. Бывший
президент Мексики Винсенте Фокс даже обвинял индейских мусульман в
связях с аль-Каидой, однако, не предоставил этому никаких доказательств.
Мухаммад Амин с улыбкой комментирует эти нападки: "Мы не имеем связей
ни с одной из зарубежных военных групп мусульман, и у нас нет
конфликтов с приверженцами других религий здесь. Ислам означает мир и
мы уважаем всех, кто нас окружает".
Однако христиане не были рады появлению конкурентов. Андрэ Феррер,
взявший себе исламское имя Мувахид, принял ислам в 1998 году. Ему
пришлось столкнуться с огромным количеством предрассудков: "Многие люди
плохо относились ко мне, потому что они не знали, что такое ислам.
Некоторые называли нас террористами. А моя семья сочла меня
сумасшедшим!".
Мусульманская пиццерия
Несмотря на сопротивление части местных жителей, мусульманам в целом
неплохо живется в Чиапосе. Мусульмане открыли медресе (школу по
изучению Корана), исламскую миссию, магазин ковров и халяльную пицерию.
Они обучают арабскому языку своих новообращенных братьев и сестер и
даже организуют хадж к Мекку, который уже совершили многие индейские
мусульмане.
Ислам распространяется медленно, но уверенно, заключает имам Лопес:
"Эту мечеть посещают 17 семей. Но все больше людей открывают свои
сердца религии Аллаха. Я уверен, с дозволения Аллаха, мы прочно
укрепимся в Мексике".
|