Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Европа всегда была мечтой, идеалом. На протяжении истории этот
своеобразный Азиатский полуостров никогда не мог определить собственные
границы. Иногда он объявлял Европой даже Кавказ, в другие времена не
мог назвать Европой даже Балканы.
Этот идеал, истоки
которого коренятся в цивилизациях Средиземноморья и Ближнего Востока,
со временем обнаружил некоторую неприязнь к своему прошлому. Пережив
Эпоху великих географических открытий, Реформацию, Ренессанс,
Французскую и промышленную революции, присвоив себе роль «лидера» и
«пионера» мира, Европеец не способен ответить на вопрос «Что есть
Европа?» и «Кто такой Европеец?».
Определённых ответов на эти
вопросы нет, скорее, был их поиск. Для некоторых Европу определяет то,
что является её христианским наследием. Однако христианство пришло с
Ближнего Востока и не могло оказать такого же влияния на обширной
территории от Африки до Латинской Америки, какое оказало на Европу.
Не
могут найти искомого ответа и те, кто утверждает, что «Европа — это
продукт цивилизаций Греции и Рима». Потому что это средиземноморские
цивилизации, и не ими выкована «Европа» на средиземноморских
мелководьях. Истина лежит гораздо глубже. Те, кто оперирует подобного
рода объяснениями исключительности Европы, настаивают на одном
измерении истины.
История самопознания
В
разные периоды Европа была христианской или греко-римской. Были эпохи,
когда преобладали другие характеристики. Однако ни в одну из этих эпох
не было достигнуто окончательного определения, к которому стремилась
Европа.
Почти как видение оазиса, всё удаляющийся с каждым шагом по мере движения к нему, образ Европы символизировал идеал.
Борьба
между анатолийской и греческой цивилизациями сменилась борьбой между
цивилизациями Греции и Рима, за ней последовал тяжкий труд
распространения христианства. Столкновения между государствами,
княжествами, королевствами и классами свидетельствовали о поражении
старых действующих лиц. Благо, которое принесло Европе христианство,
отрицать невозможно.
Однако вырождение христианских институтов,
удовлетворяющее потребности немногих, также принесло много боли и
страданий. Деспотическая власть Церкви, несправедливые отлучения и
наказания, сжигание на кострах за «колдовство» — явления, которые
невозможно отрицать, и которые нуждаются в тщательном исследовании,
если мы рассматриваем христианское наследие.
Европа освободилась
от этого бремени путём весьма болезненной внутренней конфронтации.
Точно так же как и в предшествующие эпохи, она высвободилась из пут
религии и традиции, пройдя через жестокий опыт самоанализа, и рванулась
вперёд в сфере разума.
Индустриализация, пришедшая на смену
аграрному обществу, и переход к капитализму как более прогрессивной
экономической модели, были также болезненными. Беспощадная эксплуатация
женского и детского труда, пропасть между богатством и бедностью, сырьё
из колоний, получаемое за счёт рабовладения, — вот что составляет фон
этого поразительного экономического успеха.
И тут Европа
анализировала себя, проходя через эти тяжёлые и бесчеловечные времена.
Социалистические и коммунистические движения, силы безопасности против
граждан, социальные восстания — всё это следы самопознания Европы.
Авантюра коммунизма дорого обошлась Западу. Но именно благодаря
конфликту между коммунизмом и капитализмом достигнуты сегодняшние,
более гуманные экономические стандарты.
С наступлением 19-го
века, благодаря техническим изобретениям и глобализации экономики,
Европеец, думая, что он проник в «глубочайшие тайны жизни» и достиг
«последнего рубежа истории», уверовал как в непреложную истину, что он
может властвовать над миром, продлять человеческую жизнь, и что
человечество обладает безграничной способности к свершению. Наука, с
помощью технологии радикально облегчившая человеческую жизнь, наряду с
этим принесла расизм в общественную сферу, эксплуатацию дома и
колониализм за границей.
В результате жестоко страдала не только
Европа, но и весь мир. Однако две мировые войны настолько истощили
Европу, что опять стало очевидно — вот новое препятствие, которое нужно
преодолеть. Идея высшей расы и стремление полагаться исключительно на
интеллект показали, к чему это может привести человечество (на примере
нацистских газовых камер и фашистских застенков).
В этой войне погибло более 50 млн. человек, Европа лежала уничтоженная.
Всё
это привело её к очередному этапу переосмысления себя. Европа поставила
под вопрос свои ценности, отвергла себя старую и пустилась на поиски
новой Европы.
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС),
впоследствии Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), в наши дни
Европейский Союз (ЕС) — закономерный результат такого поиска. ЕЭС было
образовано для мирного улаживания разногласий, максимального уважения
прав человека, и справедливого распределения европейских ресурсов.
Что
бы ни говорилось в официальных документах, успех ЕС за такое короткое
время явился результатом сходных ожиданий в массах. Другими словами,
ЕЭС/ЕС был создан не для того, чтобы воскресить старую Европу, а чтобы
воссоздать намного лучшую из её пепла.
Достигла ли Европа «конца цивилизации»?
С
окончанием «холодной войны» Мир приобрёл новые очертания. К сожалению,
как и в 19-м веке, человечество снова говорит о «конце истории».
Утверждается, что достигнуты окончательная система и конечные принципы.
Соответственно, Запад формулирует сумму ценностей, которым должен
следовать остальной мир. В известной мере, цивилизация достигла своего
пика. Не должно остаться незамеченным, что в этом стремлении прервать
непрерывность истории заключена нетерпимость Средневековой Европы,
слепая ярость масс, которые сжигали на кострах «ведьм», и претензии
Гитлера на «превосходство».
Нынешние глашатаи, восхваляющие
«демократию» и «права человека», не должны вводить нас в заблуждение.
Не имеет значения, насколько «возвышенные» и «святые» слова мы
произносим, — если мы отрицаем прогресс и перемены, опасный процесс уже
начался. Всякий раз, когда мы начинаем считать другую страну своим
«задним двором», когда находимся в зените своей силы, это означает
начало падения и приближающегося катастрофы.
Споры о членстве
Турции в ЕС явно показывают, что Европа снова переживает один из своих
вышеупомянутых переломных моментов. Европа, уверенная, что она почти
достигла совершенства в гуманитарных и политических принципах,
находится на этапе ещё одного раскола по отношению к вопросу о Турции.
В
данном контексте, одна сторона начинает отстаивать «старую Европу». Для
этих людей существует постоянная и неизменная Европа с одной стороны, и
Турция не является частью этой цивилизации. Потому что Турция не
христианская. Сейчас Европа должна решить: собирается ли она оставаться
в качестве «института старой Европы» или собирается развиваться до
более совершенной, более передовой стадии. Собирается ли она
противостоять Турции, сохраняя в уме принципы «старой Европы», или же
строить новую Европу с Турцией?
Необходимо помнить, что даже
если игнорировать реальность, она продолжает проявлять свою
вездесущность через кровь, слёзы и смерть. История Европы полна таких
примеров. Если Европа отказывает Турции единственно на основании
религии, культуры и т.п., она должна перейти в следующую стадию,
заплатив тяжёлую цену. Атаки 11 сентября и взрывы бомб в Мадриде
намекают на это. Те, кто возводит высокие стены, только увеличивают
количество кирпичей, которые обрушатся на их головы.
Кто выигрывает?
В
то время как одни противятся полному членству Турции из
культурно-исторических соображений, другие считают Турцию «бедной и
многонаселённой страной, ожидающей у порога Европы, пытаясь ворваться в
неё». Это факт. Одна из самых важных причин желания Турции стать
полноправным членом — это экономика. Турция хочет войти в ЕС для того
чтобы стать более богатой, развитой и более стабильной. Турция в этом
смысле не одинока. Все члены вступили в Союз по тем же мотивам.
Британия, Франция, Германия, Испания, Чешская Республика, Мальта….
Независимо
от величины и мощи, процветание и стабильность это самые важные
причины. Нет ничего странного в стремлении Турции к членству. Турция
обладает некоторыми качествами, каких нет у других членов. Она
действительно имеет материальные ожидания от ЕС, с другой стороны, она
способна предложить европейской цивилизации много такого, чего не могут
предложить другие члены. Турция не только «требующая» сторона по
отношению к ЕС.
Она также хочет сделать свой вклад. У неё есть
черты, которые могут облегчить Европе, стоящей на очередном краю,
прыжок к другой стадии. В этом отношении, у Турции есть требования к ЕС
не только для себя, но и к будущему Европы и всего мира. В некотором
смысле Турция говорит: «Если вы хотите облегчить изменение, мы должны
держаться вместе». Это утверждение звучит, возможно, слишком наивно и
идеалистически. Но, рассматривая историю Турции в моменты её величайшей
слабости и силы, мы увидим, что Турция всегда была обращена к Европе,
желая быть её частью.
Даже после Крестовых походов, движение
турок к Европе не было настроено на разрушение, но имело было нацелено
на консолидацию и вклад в общее дело. В ходе развития, длившегося
столетия, Турция обрела особый опыт жизни между Востоком и Западом.
Можно сказать, в каком-то смысле Турция это лаборатория. Этот
своеобразный опыт, объединяющий народы Востока и Запада, их религии и
цивилизации на берегах анатолийской гавани, — совершенно особая тайна,
совершенно особый рецепт.
Европа не может двигаться вперёд, не отказавшись от «Старой Европы»
Это
факт, что в некотором смысле вступление Турции в ЕС станет
самоотречением Европы. Однако, это - отречение от «старой Европы», и
это будет не первый раз, когда она проходила через этот процесс.
Продемонстрирует ли Европа, превратившая Средневековье, Гитлера и
многие другие болезненные периоды просто в воспоминания, ту же
храбрость и сегодня? Это судьбоносный момент, и он касается мира в
целом. Однако только «Европа с Турцией» может обнять мир. К сожалению,
этому нет другой альтернативы.
При американских авантюрах в
Ираке и Афганистане, сегодня более чем когда-либо очевидно, насколько
мир нуждается в таком союзе. Если смотреть с такой точки зрения, и на
Турции и на ЕС лежит огромная ответственность.
|