Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
День Ашура приходится на 10-й день священного для мусульман месяца
мухаррам. Само название «Ашура» происходит от арабского слова «ашара»,
что означает «десять». В 2009 году день Ашура отмечается 26 декабря (10
мухаррама 1431 года по хиджре).
По преданию в этот день Пророк
Мухаммед произнес памятные слова: «О люди, спешите делать добро в этот
день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот
день Адама».
В мусульманской традиции день Ашура посвящается
воспоминанию многих важных событий священной истории: сотворению небес,
земли и моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега;
решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына
Исмаила (в библейской традиции – Исаака); окончанию страданий пророка
Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея). Кроме того, 10 мухаррама
считается днем совершения в грядущем Страшного Суда.
Сначала
отношение к месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61
году хиджры (10 октября 680 года по григорианскому календарю) в битве
при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн – младший сын Али ибн
Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70
сподвижников. По свидетельству источников, с ними «поступили так, как
не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и
мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам
лошадей».
После этих событий содержательная сторона дня Ашура у
мусульман-шиитов приобрела другое значение. В память о мученической
смерти имама Хусейна и его сподвижников 10 мухаррама шииты соблюдают
строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные
представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели
имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых
разыгрываются эти представления – траур, поминки, оплакивание и т. д.
Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и
меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур
(печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски
черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.
По
городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые
несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в
грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются
громким плачем и восклицанием: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (отсюда
произошло европейское название этого обычая – «шахсей-вахсей»). В знак
скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни,
являются благословенными и излечивают от различных болезней, их даже
собирают в особые сосуды – слезницы. Во дворах мечетей или в специально
отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением
повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников.
Мусульмане
в этот день посещают мечеть для участия в общей молитве, а особенно
благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много
рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке
Мухаммеде.
Впервые мусульмане-шииты открыто отметили Ашуру как
траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств
вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и
где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются
паломники-шииты со всего мира.
Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.