Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Говоря об экстремистских движениях, сочетающих неприятие современного
мира с терроризмом нельзя не
упомянуть еще одно, пусть и не столь нам известное движение –
сторонников «христианской идентичности» (Christian Identity) в США, тем
более что у них довольно много общего.
Доктрина «христианской идентичности» в США
Надо сказать, что к традиционному протестантизму кальвинистского или
баптистского образца эта доктрина (число ее приверженцев в современных
300-миллионных США оценивают в несколько десятков тысяч) не имеет
никакого отношения. Истоки ее восходят к британскому «израэлизму» XIX
века. Английский банкир Эдуард Хайн (1825–1891) опубликовал в 1874 году
книгу «47 сходств британской нации с 10 потерянными коленами Израиля»,
в которой утверждал, что британцы являются прямыми потомками древних
израильтян, уведенных некогда в плен ассирийским царем Саргоном (VIII
в. до н.э.). В 1884 году он уехал в США проповедовать там свою
доктрину, но успеха не добился, впал в нищету и вынужден был в 1888
году вернуться на родину.
Идеи британского «израэлизма» были в 1920-е годы развиты американцем
Говардом Рэндом (1889–1991). Он прожил свой век в штате Массачусетс,
куда доходили проповеди Хайна. К ним он добавил пункт о том, что
современные евреи не являются в отличие от белых англосаксов потомками
древнего Израиля. Рэнд считал евреев потомками чуждых Израилю
ближневосточных народов – идумеев (семитов) и хамитов (негров).
Дальнейшее развитие «христианской идентичности» связано с Уэсли
Свифтом (1913–1970). Родился и вырос он в штате Нью-Джерси, был связан
с Ку-клукс-кланом, но позже переехал в Калифорнию и там в 1946 году
основал секту, получившую в 1957 году имя Церкви христиан Иисуса Христа
(Church of Jesus Christ Christian). Свифт проповедовал, что современные
евреи – дети Сатаны, соблазнившего Еву в образе змия и зачавшего с ней
Каина. В ожидаемом Армагеддоне все они будут (как и негры и прочие
«небелые») уничтожены, и «христианские воины» примут в этом
непосредственное участие (а пока надо ждать и готовиться). В условиях
ожидания ядерной войны и антикоммунистической истерии в США 1950-х
годов, когда пресса часто связывала евреев с коммунистами, это имело
немалый успех. Таким образом, движение «христианской идентичности»
перебазировалось с восточного побережья на западное и обрело
окончательные очертания. Все позднейшие его «Церкви» и лидеры вышли уже
из «шинели» Свифта.
Церковь Арийских наций Ричарда Батлера
Из таких последователей Свифта наиболее известен Ричард Батлер.
Летчик, участник Второй мировой войны, он под влиянием
антикоммунистических идей и истерии «маккартизма» пришел в церковь
Свифта, принял ее духовные основы, а после смерти Свифта в 1970 году
попытался возглавить его организацию. Многие из прихожан и деятелей
Церкви (включая семью Свифта) оказались этим недовольны, начался
раскол. В итоге в том же году Батлер вместе со своими приверженцами
перебрался в расположенный севернее горно-лесистый штат Айдахо. Тем
более что 94% этого периферийного штата составляли (не в пример
Калифорнии) сплошь «расово полноценные» потомки эмигрантов из Европы –
немцы, англосаксы, шведы…
Тут, в живописной местности неподалеку от городка Хейден Лейк (с
населением менее 500 человек), Батлер приобрел 20 акров (81 тыс. кв. м)
земли и построил там нечто среднее между военным лагерем и культовым
центром. Это поместье стало центром основанной им в 1973 году Церкви
Арийских наций (Aryan Nations), сохранявшей также и старое название
Церкви христиан Иисуса Христа. В 1979 году Батлер провел здесь
Всемирный конгресс арийских наций, куда съехались представители
неонацистских организаций из США, Канады и Европы. Это место вплоть до
начала 2000-х годов было одним из главных мировых центров встреч правых
экстремистов и производства неонацистской продукции. На организацию
Батлера ориентировалось множество военизированных групп расистов, так
что тот даже вынашивал планы создания «государства для белых» на основе
пяти северо-западных штатов США, где позиции «арийцев» были тогда
особенно сильны, – Орегона, Айдахо, Вайоминга, Вашингтона и Монтаны. В
80-е и 90-е годы ХХ века организация насчитывала тысячи сторонников, во
многих штатах «арийцы» брали под опеку местные отделения Ку-клукс-клана
и группы бритоголовых; вместе с ними они часто устраивали парадные
марши прямо по центральным улицам Хейден Лейка.
Террор праворадикальных христиан в США в 80–90-е годы
Именно в Церкви Арийских наций в Хейден Лейке в 1983 году
познакомились между собой будущие создатели террористической группы The
Order – Джей Мэтьюс, Брюс Кэрол Пирс, Рэндольф Джордж Дьюи и Гарри Ли
Ярборо. Начав в 1983 году с ограбления магазинов и банков в Айдахо и
соседних штатах, уже летом 1984 года они перешли к убийствам. Первой
жертвой стал выступавший против расистов Алан Берг, ведущий популярного
радиоканала в Денвере, штат Колорадо. Членами The Order были совершены
взрывы двух синагог в штатах Айдахо и Вашингтон. Деньги от ограблений
они передавали на нужды легальных праворадикальных организаций.
Впрочем, на свободе террористы гуляли недолго – к концу 1984 года все
участники группы были задержаны ФБР, а Джей Мэтьюс 8 декабря сгорел,
отстреливаясь от спецназа в своем доме в штате Вашингтон. Но доказать
участие Ричарда Батлера в деятельности террористов на суде не удалось.
Еще одной близкой к «Арийским нациям» расистской группировкой была
созданная в 1991 году в Арканзасе «Арийская республиканская армия». В
конце 1995 года ФБР вышла на след «республиканцев», успевших к тому
времени ограбить 18 банков в штатах Айова, Канзас, Миссури, Кентукки,
Небраска и Огайо. Помимо этого в штате Вашингтон они взорвали бомбу в
офисе газеты Spokan Review, нелицепрятно отзывавшейся о расистах. При
задержании у них было найдено еще 11 собранных бомб и большое
количество взрывчатки; есть также данные, что лидер «республиканцев»
был тесно связан с Тимоти Маквеем, взорвавшим в 1995 году здание ФБР в
Оклахома-сити.
10 августа 1999 года 37-летний Баффорд О’Нил Фэрроу, вооружившись
пистолетом-пулеметом «узи», вошел в здание еврейского общественного
центра в Лос-Анджелесе и выпустил более 70 пуль по собравшимся. Пять
человек (включая четверых детей) были ранены, один позднее скончался.
На следующий день Фэрроу сдался полиции, заявив, что «хотел разбудить
Америку и показать ей, что следует делать с евреями». Выяснилось, что
он с 1995 года состоял в «Арийских нациях» и даже занимал там два года
пост офицера службы безопасности, а также неоднократно общался с вдовой
террориста Джея Мэтьюса Деборой. Впрочем, и на этот раз ни Батлер,
выступавший на суде с речами в защиту «хорошего солдата расовой войны»
Фэрроу и о «ритуальных убийствах, совершаемых евреями», ни его
«Церковь» также не были привлечены к ответственности.
Конец «Арийской нации»
Впрочем, вскоре существование «Арийских наций» подошло к своему
завершению. Запретить организацию, даже откровенно проповедующую
национальную и расовую ненависть, но не замешанную в уголовных
преступлениях, по американским законам нельзя. Но в дело вступил
Юридический центр Юга для бедноты, находящийся в Монтгомери, штат
Алабама, прославившийся защитой национальных меньшинств от расистов.
Путем судебных исков юриста Мориса Дизи им удалось разорить наиболее
влиятельные ветви американского Ку-клукс-клана и даже добиться
опечатывания их штаб-квартир.
В июле 1998 года охранники центра «Арийских наций» в Хейден Лейке
обстреляли машину проезжавших мимо 44-летней Виктории Кинан и ее
20-летнего сына Джейсона, индейцев по национальности. Догнав их и
заставив остановиться, они положили Кинанов на землю, оскорбляли и
угрожали убить. 7 сентября 2000 года суд городка Кур Далин штата Айдахо
удовлетворил поданный с помощью Мориса Дизи иск, приговорив этих
охранников к тюремным срокам и взыскав с «Арийских наций» сумму в 6,3
млн. долл. Поместье Батлера перешло в счет иска в собственность
Кинанов, а те продали их Юридическому центру Юга для бедноты. Здания
были снесены, а земля передана местному колледжу. Разоренный 82-летний
«пастор» переехал в купленный для него на деньги соратников домик, где
и умер 9 сентября 2004 года.
От одной из крупнейших неонацистских организаций мира осталось лишь
несколько сайтов в Интернете и считанные сотни сторонников по всей
стране, разбитых на несколько конкурирующих друг с другом группировок.
Надо признать, что плачевный итог этих организаций был закономерен –
ибо национальное чванство и любовь к нацизму никогда не было прочной
основой для чего-либо.
|