Газета «Наш
Мир» Интервью с заместителем генерального директора ИАЦ Андреем Карповым
- В последнее время в российских и казахстанских СМИ появились многочисленные публикации, посвященные итогам уходящего 2009 года. Конечно, большинство из них основываются на субъективных оценках экспертов, а те рейтинги, которые составляются на основе якобы глубоких социологических исследований, также вызывают большие сомнения с точки зрения их репрезентативности. И все-таки, по-Вашему, какие события 2009 года стали наиболее значимыми для Казахстана?
- Если брать внешнеполитический контекст, то, это, прежде всего: подготовка Казахстана к председательству в ОБСЕ; выбор тем, которые будут включены в повестку дня в этот период; подписание документов по Таможенному Союзу и решение Глав России, Казахстана и Белоруссии о запуске проекта Единого экономического пространства в 2012 году. Я думаю, что обозначенные тренды будут развиваться и в ближайшем будущем. В первую очередь, я имею в виду интеграционную составляющую взаимодействия между Астаной, Москвой и Минском. Эти отношения могут иметь серьезные перспективы как с точки зрения развития стратегического партнерства между Россией и Казахстаном, так и с точки зрения того места, которое отводится Казахстану во внешней политике России. Да, наша политика на постсоветском пространстве, несмотря на произошедшие за последние годы изменения, на мой взгляд, остается избыточно прагматичной, и этот прагматизм не всегда работает в плюс по отношению к нашим ближайшим соседям и партнерам. Но последние выступления Дмитрия Медведева, та энергичность, с которой Астана и Москва проводили идею Таможенного Союза, показывает, что в принципе все шероховатости и недоработки могут быть успешно преодолены. Ну а что касается председательства Казахстана в ОБСЕ, то тут уж, как говорится - не убавить, не прибавить. Мощная пиар-кампания, которая проводилась в Казахстане, на Западе и в России, как мне кажется, имела наибольший эффект на российском информационном рынке, поскольку, чего скрывать, и в Вене и в Брюсселе, по-прежнему с опаской смотрят на перспективы председательства Казахстана в ОБСЕ, исходя не из каких-то внешнеполитических аспектов этой темы, а скорее из вопроса, насколько Казахстан как председатель ОБСЕ соответствует самым высоким демократическим стандартам этой Организации.
- Вы осветили внешнеполитические итоги уходящего года для Казахстана. Ну, а какие внутриполитические события, можно отнести к категории наиболее значимых?
- Конечно, больше всего говорят об отставках года. Я имею в виду уход со своего поста главы КНБ Шабдарбаева, отставку Дархана Калетаева с поста первого зампреда «Нур Отан», определенные перестановки в ближнем круге Президента Нурсултана Назарбаева. Но если говорить не о персоналиях, а о процессах, событие года – это актуализация трех тем. Первая тема – пожизненное президентство. Вторая тема – возможное принятие закона о статусе национального лидера. Третья тема – доктрина национального единства. Мне кажется, что именно три этих сюжета и стали своеобразными символами 2009 года, который в каком-то смысле является рубежным в канун торжественного празднования 70-летия со дня рождения Нурсултана Назарбаева. Две первых темы, полагаю, напрямую связаны именно с этим контекстом, причем не только с юбилейным событием, а с вопросом о механизмах сохранения «модели Назарбаева» в неизменном виде на ближайшее время, а в перспективе, о создании более простых и эффективных инструментов передачи власти при сохранении статус-кво внутри ближнего круга Нурсултана Назарбаева, или же для некоторых элитных групп, напротив, завоевании доминирующих позиций и ослаблении конкурентов. Третья тема – доктрина национального единства. Не буду нарушать мораторий на ее обсуждение, который, как я понимаю, объявлен до 20 января, скажу только одно: мне кажется, действительно, эта тема была изначально «заточена» под председательство Казахстана в ОБСЕ, и всерьез никто не ожидал, что появление этого проекта на XV Сессии АНК вызовет такую бурную реакцию в обществе, особенно среди представителей казахстанской интеллигенции. Опять-таки, не вдаваясь в подробности относительно содержательной стороны этого документа, хочу сказать, что такие сбои в системе показывают, что амбициозные задачи, которые ставит перед собой Ак Орда не всегда подкрепляются высоким уровнем исполнителей, должным качеством "человеческого капитала”.
- Кого, по вашему мнению, можно назвать «персоной 2009 года»?
- Пожалуй, это самый сложный вопрос, поскольку из самого Казахстана, я думаю, все выглядит совершенно иначе, чем из России. Но с точки зрения российских экспертов и СМИ, помимо Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который здесь вне конкуренции, особенно если учесть, что все его наиболее громкие статьи в уходящем году публиковались в российских изданиях, конечно номером два стал Канат Саудабаев, который учел ошибки своих предшественников на посту Министра иностранных дел и работает в логике «реализатора» президентских установок. Карим Масимов и Кайрат Келимбетов были широко представлены в экономических новостях, за которыми следили в России, поскольку интерес к казахстанскому рынку очень велик с учетом известных событий вокруг «Казатомпрома». Стал известен российским экспертам и Дархан Калетаев. Он хоть и оставил пост первого зампреда «Нур Отан», но тот факт, что в презентациях его книги, посвященной Нурсултану Назарбаеву, принимали участие российские, казахстанские, азербайджанские, турецкие эксперты, и одна из презентаций проходила не так давно в Стамбуле, показывает, что Дархан Калетаев – фигура, которую рано списывать со счетов.
Другое дело, что реализовать потенциал в условиях жесткой аппаратной борьбы – дело невероятно сложное. И я, думаю, что 2010 год, несмотря на его юбилейное содержание и председательство Казахстана в ОБСЕ, будет временем тяжелых испытаний для ближайшего окружения Президента. Судя по последним событиям, происходящим в Казахстане, степень конфликтогенности возрастает. Это, возможно, и есть главный негативный итог 2009 года.
- Спасибо за беседу.
|