Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Нашествие Тимура
После убийства хана Джанибека, последовавшего в 1357 году, Золотая
орда, подобно Руси времен Батыева нашествия, переживала период
внутренних войн и феодальной раздробленности. Но даже при этих условиях
Тимуру, великому полководцу, превосходившему своей жестокостью всех
известных в истории завоевателей, понадобилась семилетняя война, чтобы
сокрушить мощь Золотой орды.
Грозный самаркандский властитель не был потомком Чингиз-хана, поэтому
не принял титула хана. Тимур объявил себя эмиром с прибавлением слова
«гурган», то есть «зять», так как женился на вдове эмира Хусейна-дочери
чингизида Казан-хана. Он вмешался в династические раздоры Белой орды,
ханства расположенного в низовьях Сыр-Дарьи, и поддержал одного из
претендентов на ханский престол Тохтамыша, который, позднее, тоже при
его помощи стал владыкой Золотой орды.
Но Тохтамыш не захотел оставаться простой марионеткой в руках Тимура и
начал проводить самостоятельную внешнюю политику, направленную на
усиление своего государства. Вскоре это привело к конфликту между ними.
После семи лет сражений Тимур, в конце концов, разбил Тохтамыша на
берегах Терека и в 1395 году буквально стер с лица земли Сарай-Берке.
Преследуя остатки золотоордынских войск, Тимур вторгся в русские
пределы и, сметая все на своем пути, дошел до Ельца. Завоевание Руси, о
которой он не имел ясного представления, не входило в его планы, и он
ушел к себе в Самарканд.
Цель его опустошительной войны с Золотой ордой была достигнута. Он
заключалась в восстановлении великого шелкового пути, пролегавшего с
незапамятных времен через Среднюю Азию. После татаро-монгольских
завоеваний ее торговые центры оказались разрушенными и купеческие
караваны пошли по каспийским и волжским степям в города Золотой орды.
После же ее разгрома огромные доходы, приносимые торговлей между
Европой и странами Востока, вновь оказались в руках среднеазиатских
правителей.
Татарские государства Волги и Крыма
Золотая Орда распалась на несколько улусов. Самым большим и сильным из
них была Большая орда, образованная в 30-ые годы XV века в степях между
Волгой и Днепром ханом Сейид-Мухаммедом, пытавшемся объединить все
почти одновременно появившиеся татарские государства под своими
знаменами. Однако хан Хаджи-Гирей, создавший крымское ханство со
столицей в Бахчисарае, не захотел делиться с ним властью и разбил армии
Большой орды, что послужило поводом для сближения с Московским великим
княжеством.
Преемник разбитого Сейида Мухаммеда, хан Махмуд, образовал
самостоятельное Астраханское ханство. Его брат Ахмат, возглавивший
Большую орду и мечтавший о возрождении Золотой орды, сумел собрать
огромную армию, в равной степени угрожавшей самостоятельности Москвы,
Казани и Крыма.
Именно эти военно-политические отношения между Москвой, Большой ордой,
Крымом и Казанью играли основную роль в создании централизованного
российского государства на протяжении всего XV века. Влияние Казани на
московские дела сошло на нет только в результате предпринятых Иваном
Грозным четырех военных походов, завершившихся 2 октября 1552 года
взятием татарской столицы Казани.
Казанское ханство образовалось в Среднем течении Волги в 1438 году. Ее
первый хан Улуг-Мухаммед был талантливым полководцем и дальновидным
политиком. В его библиотеке, часть которой досталась ему от китоб-хане
– книгохранилища золотоордынских ханов в Сарай Берке, были собраны
книги арабских и турецких ученых, историков и поэтов, а любимым
произведением хана был «Трактат о правлении», написанного в конце XI
века Низам аль-Мульком, везирем Мелик-шаха Сельджукида.
Улуг Мухаммед без насильственной исламизации объединил народы Среднего
Поволжья - мордву, мари, удмуртов, чувашей и башкир- в сильное
государство, просуществовавшее почти 120 лет. Он оспаривал власть
великого московского князя Ивана III и «верховного султана» Большой
орды Ахмата, не раз нанося им поражения.
Казанский правитель прекрасно понимал, что в одиночку ему не одолеть
своих противников. Когда земли Ахмата начали граничить с его
владениями, он пошел на союз с Москвой, у которой тоже была общая
граница с Большой Ордой, грозившей войной ему и князю Ивану. Общая
опасность сблизила вчерашних соперников и послужила основой для
русско-татарского альянса.
Отношения в нем порою складывались драматично. Союз распадался, за ним следовали войны, завершающиеся вновь миром.
Но так или иначе на основе этого военно-политического союза сложилось
многонациональное централизованное российское государство, формальной
датой образования которого считается 1480 год, год окончательного
падения «татаро-монгольского ига». Правомерность употребления этого
термина лично у меня вызывает большие сомнения.
Братья по оружию
В начале 70-х годов XV века, стоявший во главе Большой орды, хан Ахмат
решил вновь объединить в единое целое великое Московское княжество и
татарские ханства, чтобы восстановить былое могущество Золотой орды.
Для осуществления своего плана он нашел себе союзников в лице
Ливонского ордена во главе с магистром Бернгардом фон дер Борхом,
королем Польши Казимиром IV и двух братьев великого Московского князя
Ивана III Бориса и Андрея, выступавших против него из-за личных обид.
Однако ханы Казани, Астрахани и Крыма от прямой поддержки Ахмата
отказались, а затем и вовсе выступили на стороне Москвы.
Стратегические расчеты хана Ахмата не оправдались. С братьями Иван
договорился о мире, крымский хан Менгли-Гирей вторгся в польские
владения, сковав все силы короля Казимира, а казанский хан предоставил
московскому князю свою кавалерию, кроме которой в русской армии была
еще конница царевичей Нурдовлета и Даньяра. Они, совместно с русскими
пушкарями и пехотой, охраняли броды на реке Угре, куда подошел хан
Ахмат.
Четыре дня подряд, недалеко от Калуги, он пытался переправиться на
русский берег, но под огнем множества пищалей и мощных по тем временам
медных пушек «тюфяков» так и не смог этого сделать. В других местах
переправе мешала русская пехота и татарская конница.
Простояв на берегах Угры почти два месяца, Ахмат ушел. Отступал он
через польско-литовские владения, которые он, озлобившись на так и не
пришедшего ему на подмогу Казимира, разгромил и сжег. Немного позднее,
на возвращающиеся войска Ахмата напали ногайские татары и войска
сибирского хана Ивака. В поединке, во время сражения, Ахмат был убит
ногайским мурзой Ямгурчеем.
Этими событиями и закончилась в декабре 1480 года татарский период российской истории. Однако эта дата чисто символическая.
Даже после успешного похода «в степь» летом 1491 года, в котором
приняли участие войска великого московского князя Ивана III, эскадроны
татарских «служивых» царевичей, а также кавалерия казанского и
крымского ханств, военные силы Большой орды, продолжали представлять
значительную угрозу безопасности Руси, Крыма и Казани и не были
окончательно сломлены.
Последнюю точку в истории Большой орды поставила щирокомасштабная война
1501-1502 гг. Решительна битва произошла недалеко от устья реки Сулы,
где союзные войска Руси, Крымского и Казанского ханства нанесли
окончательное поражение общему врагу.
Крест и полумесяц: неспешные размышления о российских религиях
Правители Золотой Орды никогда не навязывали населению покоренных
русских княжеств своей веры. Образование российского централизованного
государства проходило в ожесточенной борьбе, но шло оно без религиозных
лозунгов и порождаемого ими фанатизма. Этот факт - очевидный результат
политики веротерпимости, проводимой ханами Золотой орды.
Они с первых лет своего господства на Руси поставили ее православное
духовенство в особое положение по сравнению со всем остальным
населением. Представление об этом можно получить из известной грамоты
хана Менгу-Темира, дарованной им русской митрополии. (См.:
«Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в
Государственной коллегии иностранных дел», ч.II., М., 1819, стр. 5-6.)
В ней устанавливались те льготы и привилегии, которые предоставлялись
Православной церкви. Духовенство освобождалось от всех видов дани,
пошлин и повинностей. Все виды недвижимого имущества Церкви объявлялись
неприкосновенными, причем, если эта неприкосновенность была нарушена до
ее провозглашения, то ее надлежало немедленно восстановить. Священники
освобождалось от всякой трудовой повинности, ограждались от оскорблений
и посягательств с чьей бы то ни было стороны. Все привилегии
распространялись не только на самих священнослужителей, но и всех
членов их семей.
Епископы и митрополиты были частыми гостями в столице Орды. Там их
встречали с почетом и нередко не только принимали от них подарки, но и
щедро одаривали их самих. Поводом к таким путешествиям было, как
правило, получение ярлыка на утверждение в должности.
Помимо этого, епископские поездки иногда имели целью заручиться
поддержкой мусульманских правителей во внутрицерковной борьбе за
должности, связанные с ними доходы и за закрепление позиций
Православной церкви в случае конфликтов с княжеской властью. Иногда
церковные иерархи ездили в Орду с просьбами оказать давление на князей
в интересах Церкви.
Причин лояльности, проявлявшейся в Золотой орде в отношении
православного духовенства, было несколько. К моменту нашествия на Русь,
большинство монголо-татар были язычниками и анимистами, то есть верили
в существование множества богов, добрых и злых духов. В системе их
верований большую роль играл страх перед колдовской порчей и перед
теми, кто, находясь в контакте с высшими силами, мог налагать на людей
разного рода смертельно опасные проклятья и заговоры. Такого рода страх
вызывали и православные священники, чьи «боги» могли представлять
реальную опасность, которую можно избежать, если хорошо обращаться с их
служителями.
Но, говоря современным языком, режим наибольшего благоприятствования
сохранился и тогда, когда Золотая орда стала мусульманской державой.
Теперь это было вызвано политическими причинами.
Церковные деятели постоянно ориентировали князей и их подданных на
мирные отношения с завоевателями. Перед отправлением в Золотую орду
князья испрашивали публичное благословение у митрополита и епископов.
Поэтому поездки на поклон золотоордынскому владыке приобретали в глазах
общественного мнения значение нужного всему народу богоугодного деяния
и не унижали национальные чувств.
До татаро-монгольского завоеваний Православная церковь платила
государственные пошлины и несла определенные повинности, а в
политическом отношении была зависима от княжеской власти. При власти
ханов, которые, как правило, в спорах с князьями всегда поддерживали
епископов, церковь значительно улучшила свое политическое и
материальное положение.
До второй половины XVI века в России, в результате толерантной политики
золотоордынских ханов, не было сколько-нибудь заметных проблем в
христианско-мусульманских межрелигиозных отношениях. Они появились
после включения татарских мусульманских государств в состав российского
государства.
Но царскому правительству, опиравшемуся на Православную церковь, нужно
было выработать какую-то линию административного поведения в отношении
Ислама, последователями которого были миллионы новых подданных. Вначале
решение этой проблемы представлялось несложным. Иван Грозного, после
завоевания Казанского ханства, отдал приказ о немедленном крещения всех
татар.
В первые четыре года после взятия Казани усилиями православного
духовенства и царской администрации часть татарского населения была
крещена. Но процесс христианизации вызвал в 1556 году мощное восстание
и приостановился.
Цари династии Романовых не теряли надежды на искоренение Ислама как в
Поволжье, так и в Сибири. Рядом царских законов мусульмане были
поставлены в неравноправное положение. Михаил Федорович издал указ, по
которому некрещенные, и прежде всего мусульмане, не могли держать в
своем услужении или в какой-либо зависимости православных, то есть
фактически запрещал работать им в сельскохозяйственных, торговых или
ремесленных предприятиях, созданных мусульманами.
Уложение следующего царя Алексея Михайловича подтвердило этот закон,
но, кроме того, установило самые жестокие наказания за переход в Ислам.
Деятели православной церкви, занимавшие архиерейские кафедры в местах с
мусульманским населением, пользовались любым случаем, что бы начать
преследования тех, кто не хотел креститься.
Известен своей погромной деятельностью первый казанский архиерей Гурий,
причисленный потом православной церковью к лику святых. Из последующих
архиереев особенно прославился Лука Конашевич, развернувший свою
деятельность в середине XVIII века. Он поставил себе цель - выселить из
Казани всех мусульман и воспользовался для этого весьма необычным
поводом: пролетом метеорита над Казанью, который он связал с большим
городским пожаром, происшедшим на следующий день после этого случая.
Метеорит был объявлен огненным змеем, посланный небесами в качестве
предупреждения о грядущих страшных бедствиях, которые обязательно
постигнуть Казань, если в ней будут жить мусульмане, не желающие
креститься. Власти организовали в Казани кровопролитный татарский
погром, а через Синод добились от императрицы Елизаветы распоряжения,
позволявшие им выселить мусульман из города. Мусульмане были выселены и
лишь спустя некоторое время смогли вернуться на прежнее место
жительства.
Политика насильственной христианизация мусульманского населения,
проводимая русскими царями немногим более двух столетий, от Ивана
Грозного до Елизаветы Петровны, закончилась полным провалом. Она
породила множества восстаний и создала взрывоопасную обстановку на всех
мусульманских территориях России.
Понимая это, Екатерина II, сменившая на императорском престоле
Елизавету, от нее отказалась. Новая императрица, чье 36-летнее
пребывание на троне называют «золотым веком», считала мирное
сосуществование Христианства и Ислама «благом, дающим неправославным
подданным не таить злобу на верховную власть, а ей самой безопасно и
справедливо вершить дела правления».
Такое, прошедшее историческую проверку, понимание межрелигиозных
отношений является единственно верным. Не случайно, что в составе
российских войск, прошедших по Парижу после побед над наполеоновскими
армиями, были овеянные воинской славой эскадроны татар, башкир и
калмыков.
|
Страшная война, навязанная Советскому Союзу, фашистской Германией,
явилась серьезным испытанием для всех народов страны. Учитывая жестокие
репрессии, которым подверглись религиозные деятели и последователи всех
вероисповеданий, Гитлер и его окружение полагали, что нападение на СССР
будет способствовать обострению межнациональных противоречий, приведет
к вооруженным восстаниям мусульманские, католические, буддистские и
лютеранские этнонациональных общности, что, к конечном счете, приведет
к его развалу. Однако их ожидания не оправдались.
Сотни тысяч мусульман Советского Союза сразу же после начала войны,
отставив в сторону обиды, нанесенные властью, решительно влились в ряды
защитников своей Родины. Руководители религиозных организаций, имамы
мечетей в своих обращенных к верующим проповедях призывали правоверных,
не жалея сил, сражаться с фашистскими захватчиками и молиться за победу.
В мае 1942 года в Уфе состоялся съезд представителей мусульманских
религиозных деятелей и верующих-мусульман. Выступая на нем,
председатель Центрального духовного управления мусульман муфтий
Габдрахман Расулев говорил: «Мусульмане Советского Союза хорошо помнят
слова великого Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и да
приветствует): «Хубб уль-ватан мин аль-иман», что означает «любовь к
Родине и ее защита являются одним из условий веры».
За подвиги во имя победы над врагом среди более, чем 11 тысяч героев
Советского Союза, этого высшего звания воинской доблести удостоены 161
татарин, 96 казахов, 69 узбеков, 43 азербайджанца, 39 башкир, 18
туркмен и представители других народов, исповедующих Ислам.
Сегодня позиция, занимаемая религиозными мусульманскими деятелями
России по отношению к экстремизму, во многом способствует сохранению
мира. Главный корень экстремизма - это невежество.
К слову, террористов глава Всемирной исламской лиги шейх Абдалла
ат-Турки называет «шахидами шайтана»-«мучениками сатаны». В священном
Коране, в суре «Трапеза», сказано, что христиане являются людьми
«ближайшими по любви к мусульманам». Враждовать друг с другом Библия и
Коран запрещают, а вот доброжелательный диалог обеими Священными
Писаниями приветствуются.
Урок истории для грядущих поколений
Звенящие сталью средневековые бои и походы по сей день будоражат
национально-религиозные чувства, вызывают бурные споры и часто мешают
спокойно и объективно посмотреть на собственное прошлое. Хотя, по
существу, спорить здесь не о чем.
Замечательный русский философ Константин Леонтьев, считавший, что
целительным лекарством от социально-политических недугов России
является ее культура, выстроенная на традиционных духовно-нравственных
ценностях Православия и Ислама, еще в XIX веке сказал, что «надо уметь
правильно любить родину». Для россиянина это значит уважать родную
историю и знать, что создавалась она общими усилиями населяющих ее
христианских и мусульманских народов, для которых Россия - общее
Отечество.
Ссылки по теме: Золотая орда: татаро-мусульманский след в российской истории (часть 1)
|