Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот
вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Что делать,
если сами они росли в семьях неверующих, где Рождества не было, зато
были Дед Мороз и Снегурочка! А у наших православных детей как должно
быть? Без "пережитков язычества"? И мамы прячут под елку подарок "от
ангела", от "младенца Христа" или просто "от родителей" – "а деда
Мороза никакого нет!". Так что в детском саду у всех детей подарки от
Деда Мороза, а у нашего, православного, – эксклюзивный, от ангела. А
может, нужно относиться к этому проще?
Другие православные родители не торопятся убеждать детей в том, что
любимого детского персонажа новогодних праздников на самом деле не
существует. Иерей Алексей Агапов, настоятель храма Святого Архистратига
Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: "Мы Деда Мороза
любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз – это сказка. А для
ребенка сказка – очень важная часть его мира, для него совершенно
очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом,
вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и
правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они
наносят им большой вред. Сказка – часть живой фольклорной традиции,
которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это
есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что
традиционно существует? Давайте к святым отцам обратимся: и Василий
Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и
философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то
ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья "О пользе для
юношества языческих сочинений"). Никто из них не говорил: "А, это все
язычество! Там меня учили ходить коленками вперед – буду теперь из
принципа ходить коленками назад".
Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного
развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Светлана
Перегудова тоже защищает Деда Мороза: "Если говорить ребенку, что Деда
Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз – переодетый
актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка
связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще
только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку
ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он
понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность
иного мира. Сказочный мир – это образ мира иного: мира божественного,
мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей – помочь
ребенку осознать это".
А иначе, если быть последовательными, "правильные" православные
родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или
читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они
есть – в сказке! И отец Алексей, и Светлана Перегудова считают, что,
стремясь оградить ребенка от "неправильных сказочных чудес", родители
убивают детскую способность верить в чудо как таковое. Отец Алексей: "А
потом вырастают взрослые люди, совершенно забывшие и не понимающие, что
такое удивление перед чудом. Они говорят: " Ну и где этот рай и ад? Где
это находится – под землей, над землей? Космонавты летали, ничего не
видели!" А когда в душе человеческой уживаются вещи, рационально никак
не сочетаемые, – это хорошо".
Светлана Перегудова: "Родители, которые очень четко хотят обозначить
для ребенка реальность духовного мира, оградив его от всего "вредного",
рискуют вырастить рафинированного человека. Опасно отделять ребенка от
всего остального мира: вот христианские ценности, а остальное – зло,
весь остальной мир с его культурой, сказками, в которых есть след
язычества. При таком подходе даже Колобок становится подозрительным
персонажем – у него тоже языческие корни. Надо не отгораживаться от
мира, а научиться ко всему правильно относиться.
Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для
детской души, но если он чувствует, что родители этого не одобряют, он
может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать
недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и
волшебства. Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в
семьях, когда детям не дают сладкого, не устраивают праздников, т. е.
лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя
обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры
родителей: "Не хочу, если в этом нет радости". А ведь в православной
вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам! Дед Мороз – это
сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть
чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его
ценностями: "Для нас, христиан, важно вот это", и в то же время
обычная, свойственная детям реальность сказки".
Обе реальности нужны, но каждая по отдельности, не нужно встречу с
Дедом Морозом превращать, например, в беседу о Рождестве. Иерей
Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва),
отец пятерых детей: "Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую
елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с
обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен
становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о
Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки,
сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!"
Переодетый папа
Ребенок ждет прихода сказочного деда, глаза его горят, и вот Дед
Мороз приходит – а у него оказываются обыкновенные брюки, ботинки
вместо валенок. Не настоящий! А если еще и ботинки знакомые...
Отец Алексей Агапов: "Да, у меня был такой случай: "И этот не
настоящий..." – и все, у ребенка глаза померкли, всякий интерес
теряется, и родители не в силах ничего сделать. Поэтому у нашего
православного Деда Мороза, которого мы все очень любим, все мелкие
детали совпадают с традиционным обликом, это очень важно".
Светлана Перегудова считает, что такое разочарование – дело
поправимое: "Даже если ребенок видит, что это папа или сосед, нужно
сказать, что это тоже чудо, что человек не просто так пришел и подарил
подарок, чтобы ты ему сказал "спасибо", а решил тебя порадовать в честь
волшебного праздника и остаться неизвестным. Ты не расстраивайся, что
это не настоящий Дед Мороз! Ведь в сказке они точно есть! Может, он еще
придет? Нужно обязательно оставить место для новогоднего чуда. Не зря
оно в культуре закрепилось и сопровождается подарками, утешением
человека из года в год, дает вкус жизни, учит ребенка радоваться,
благодарить Бога и ближних".
Дети постарше, конечно, и сами давно понимают что к чему. Но любовь
к Деду Морозу у многих все равно остается. Священник Алексей Агапов:
"Наши дети, особенно старшие (старшему сыну – 13, дочке – 11), уже
знают, что это сказка, знают, что кто-то нарядился. Мы им говорим: "Мы
малышей повезем в гости, к ним там Дед Мороз придет", а они: "Как, а к
нам не придет?" – "А надо, что ли?" – "Ну как же, конечно! Ну
пожалуйста!" И вот он приходит, играет им на балалайке, они поют ему
песни, они готовятся к этому событию. Как, по какому принципу у них это
в голове уживается? Не знаю!"
Так что на прямой вопрос ребенка "А дед Мороз на самом деле есть?" –
отец Алексей советует отвечать прямо и честно: "На самом деле есть! Где
он живет? В сказке! А где сказка находится? Ну-у-у, за горами, за
лесами..."
Когда в России появился Дед Мороз?
Отвечает Елена Левкиевская, доктор филологических наук,
этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института
славяноведения РАН:
– Дед Мороз – это советский персонаж, появившийся в сталинскую
эпоху, а именно в 1936-1937-е годы. Именно с этого времени он входит в
утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних
праздников.
Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной
святочной обрядности. Например – в маске святочного деда, одного из
ряженых.
В городской русской культуре, особенно в крупных городах, под
влиянием западноевропейской культуры в XIX веке начинают
распространяться рождественские елки (крестьянская среда никаких елок
не знала). К концу XIX – началу XX века елки становятся не только
домашним явлением, но и элементом школьной жизни. Начинают выпускаться
сценарии проведения рождественских елок, которые проходят цензуру и
педагогические комитеты. Из всех известных исследователям сценариев
только в одном наряду с другими ряжеными выступает Дед Мороз, явно
списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта
представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ
даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов
открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных
рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный
Санта-Клаус.
В 1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и
запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки.
Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи
потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество.
В декабре 1935 года в газете "Правда" появляется статья Павла Постышева
"Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!" Публикация в "Правде"
приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год
впервые после революции были устроены школьные елки, которые из
рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были
придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который
объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался.
Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к
новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова
"Мороз, Красный нос" и "Снегурочка" Островского. Частично за основу был
взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в
национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был
единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве
посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка
Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому
что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед
Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не
определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть
сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный
отрывок: "Не ветер бушует над бором..." Дети пугались, плакали, не
хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился
детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за
явление.
Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него
стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних
открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с
мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед
Мороз был со сталинской трубкой.
Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка,
который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми
силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. Этот
образ укореняется в 1950-е годы, не в последнюю очередь благодаря
киносказкам и мультфильмам на эту тему. Начинается коммерциализация
образа, и через фирмы добрых услуг можно стало пригласить Деда Мороза в
любой дом.
Постепенно персонаж, прочно вписанный в советскую идеологию (Дед
Мороз воевал против буржуев, помогал пионерам и т. д.), терял
идеологизированные черты и превращался в художественный образ, в
доброго сказочного героя.
|