Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш
Мир»
Знаменитый фантаст считает, что сценарий самого успешного фильма года списан с цикла его романов "Мир полудня".
Писатель Борис Стругацкий обвинил режиссера "Аватара" Джеймса Кэмерона
в плагиате. По словам 76-летнего фантаста, сюжет картины, покорившей
уже миллионы зрителей, взят из знаменитого цикла романов братьев
Стругацких "Мир полудня", вышедшего в середине 60-х годов.
"Американцы "позаимствовали" нашу идею, - говорит Борис Натанович. – Это очень неприятно. Но не судиться же мне с ними?".
Во
всех интервью, которые режиссер Джеймс Кэмерон дал после начала
триумфального шествия своего "Аватара" по планете, он утверждает:
сценарий картины был написан им лично еще в 1995 году. Рассказывая об
этом, создатель "Титаника", мягко говоря, лукавит: планета Пандора из
фильма "Аватар" со всей ее флорой и фауной появилась тремя
десятилетиями раньше в цикле романов "Мир полудня" братьев Стругацких.
Вот
так описывается созданный Стругацкими мир Пандоры в литературных
энциклопедиях: "Пандора - популярный курорт планетарного масштаба.
Большая часть её покрыта джунглями, полными опасной неземной фауной
вроде ракопауков и тахоргов. По некоторым сведениям, в пандорианских
лесах сосуществуют по крайней мере две гуманоидные цивилизации.
Несмотря на нечеловеческие усилия служб безопасности, каждый год на
Пандоре гибнут и калечатся десятки людей".
"Аватар" словно
иллюстрирует книги Стругацких. Например, в романе "Беспокойство" на
Пандору попадает и поселяется у аборигенов биолог Михаил Сидоров. В
фильме Сидоров превращается в морского пехотинца Джейка Салли. В книгах
Стругацких коренные жители планеты напоминают собак, в фильме – кошек.
Сам Кэмерон однажды назвал свой фильм "приключением в джунглях с
экологическим подтекстом, выходящим на мифический уровень повествования".
"Мы
создали целый мир, целую экосистему из фантасмагорических растений и
существ, и местных жителей с богатой культурой и собственным языком, -
рассказывает режиссер журналистам. - Источником вдохновения для
сценария служили книги научной фантастики, прочитанные в детстве".
И
если о романах Эдгара Райса Берроуза в качестве исходного материала
Кэмрон все же упомянул, то о знаменитом "Мире полудня" Стругацких он не
проронил ни слова. 76-летний писатель, узнав об этом, лишь грустно
улыбается.
"На фильм, скорее всего, не пойду, - говорит
Борис Натанович. – Хотя, было бы любопытно, что в Голливуде сделали из
нашей идеи".
|