Кому
выгоден вал негативной информации, обрушивающийся на нас с экранов и со
страниц газет? Как далеко может зайти человек, находящийся в состоянии
постоянного стресса? Почему наши политики не следят за моральным
климатом общества? Об этом мы беседуем с кандидатом филологических наук
Мариной Князевой, преподавателем факультета журналистики МГУ. Она ввела
и разработала понятие "черная культура", описывающее реальность,
которую создают сегодняшние СМИ.
- Марина Леонидовна, разве, например, группа "Стрелки" или сериал "Санта-Барбара" могут повредить нашей психике?
-
"Черная культура" и масскульт - далеко не одно и то же. Задача
масскультуры - дать уставшему человеку возможность расслабиться, дать
иллюзию счастья. Параллельно существует "черная культура", сокращенно
"ЧК". Ее основная черта - запрограммированность на стресс. Она была во
все века, но где-то на периферии общественного сознания. И вот в
шестидесятых годах джинн, запечатанный в бутылке, вылез на свет и стал
править миром. Сначала это произошло в европейской, потом в
американской культуре. А теперь пришел наш черед.
- В чем, по-вашему, проявляется "чернота"?
-
В навязывании потребителю негативного представления о мире через
средства массовой информации. В тенденциозном отборе новостей. В
агрессивном видеоряде. В сознательном запугивании людей под видом
организации их досуга. Ведь "ЧК" - не сфера развлечений, как может
показаться на первый взгляд. Больше всего это напоминает ситуацию в
аптеке, когда попросил анальгин, а тебе дали суперсильный
транквилизатор. Ты принял и стал другим человеком. Человеком с
проявленной агрессией и со страхом агрессии извне. Идеология "ЧК"
такова: мир отвратителен, человек чудовищен, живи этой минутой.
Мы
со студентами журфака проводили эксперимент. Пытались протащить в эфир
информацию о женщине, которая занимается с подростками у себя во дворе.
Этот сюжет отвергли, зато пошла информация о подростке того же района,
который в состоянии наркотического опьянения покушался на самоубийство.
Или еще пример. Мой студент, работающий на телевидении в группе
новостей, рассказывает: "Мы готовили выпуск и чувствуем - получается
вяло, неэнергично. Тут пришла информация о том, что на горном перевале
в пропасть сорвался автобус, погибли люди. И все закричали: "Ура!".
Установка на отбор травматической информации работает уже
подсознательно.
- Кому же выгодны все эти ужасы?
-
Продукт "ЧК" - человек с нестойкой нервной системой. Он социально
индифферентен, лишен воли и готов исполнять любую работу, любые
указания сверху. Он - патологический потребитель, а следовательно,
выгоден любым фирмам-монополистам в ситуации перепроизводства товаров.
Вспомните слоган "Кока-Колы": "Бери от жизни все!". У этой формулы есть
логичное завершение: "Бери от жизни все и умри!". Когда возьмешь все,
жить больше незачем. А ведь культура, будучи производной от релии - по
определению система ограничений, система запретов, направленных на
выживание этноса. Культурный человек - человек малозатратный. А
"чернокультурный" тратит себя, пока не истратит совсем. Его, скажем
так, "физиологический экстремизм" поощряют реклама и СМИ. Им нужно
довести человека до того, чтобы он покупал такое количество еды,
развлечений, вещей, которое потребить не может. Это получится только в
одном случае - когда человеку страшно. Психологи считают, что
большинству людей плохую новость нужно заесть или запить алкоголем.
-
А почему бы просто не выключить телевизор? Но мы знаем, что большинство
ругается и продолжает смотреть. Значит, подсознательно им хочется
лицезреть негатив.
- Все не так безнадежно. Психолог Наталья
Брушлинская проводила опросы после событий 11 сентября в Нью-Йорке и
после захвата "Норд-Оста". И выяснила, что большинство не хотело
смотреть кадры разрушения и насилия. Они считали, что телевидение
навязывает им эту информацию. Слабые ругались и продолжали смотреть.
Те, кто посильнее, нажимали кнопку "выкл". Существует тенденция, когда
зрители отказываются смотреть телевизор, который показывает им не то,
что они хотят.
- Что же они хотят?
- Мультфильмы,
старое советское кино. Так люди защищают свое внутреннее пространство
от нашествия "черноты". Они дорастают до понимания ситуации, а потом и
до сопротивления ей.
- Кто становится главной жертвой "ЧК"? Богатые? Бедные? А может быть, средний класс?
-
К черной культуре восприимчивы все социальные слои. Она вбирает в себя
компонент элитарной культуры, активно соприкасается с криминальной
субкультурой, с подростковой средой. Причем разные возрастные категории
по-разному реагируют на травмирующую информацию. 14-18 лет - самый
восприимчивый возраст, пик жестокости. Люди от 25 до 30 категорически
ее не приемлют. У них маленькие дети, они инстинктивно оберегают
детскую психику. Если у человека в 40-50 лет не сложилась жизнь, он
находит утешение в "черной культуре". А когда появляются внуки, идет
настройка на позитив. Самая уязвимая категория, разумеется, дети.
Информационные стрессы вызывают у них ночные страхи, энурез,
растормаживание. В результате появляется "поколение индиго", как его
называют западные ученые, поколение перевозбужденных детей Классическое
воспитание строилось на том, что идет торможение инстинктов, и тогда в
ребенка можно что-то вложить. Но эти дети необучаемы и неуправляемы.
-
А может быть, все дело в избытке демократии и свободы? Ведь при так
называемом "тоталитаризме" "ЧК" пребывала в загоне. А после перестройки
начала травмировать нас.
- "Черная культура" - тоже вид
тоталитаризма. И борьба товарной монополии с идеологической - это
борьба двух демонов. У одного задача - навязать нам предельное
потребление. У другого - предельно нас ограничить. Если сравнить
нынешнюю ситуацию с советской, то выявится принципиальное различие,
которое мало кто замечает: в той системе у людей было будущее, а сейчас
все кончается настоящим. В советское время была система позитивных
прорицаний, а в "черной культуре" позитива не существует вообще. Все
настолько плохо, что нужна "товарная анестезия" в виде сверхактивного
потребления. Единственные в мире добрые люди, единственные островки
надежды - фирма и ее дилер. Спастись можно только в супермаркете, храме
этой культуры.
- Как сопротивляться "ЧК"?
- Для
начала признать ее существование и воздействие на наши умы. Затем
призвать к ответу государство, которое не выполняет свои функции по
регулированию моральной атмосферы в обществе. И, наконец, принять
соответствующие законы. Изобретать велосипед нам не придется эти законы
уже давно приняты во всех цивилизованных странах. Там при телевизионных
каналах существуют экспертные и общественные советы, осуществляющие
нравственную цензуру. Есть Европейская конвенция о трансграничном
телевидении, запрещающая к показу программы, которые могут нанести вред
нравственному, умственному и физическому развитию детей и подростков.
Есть закон о детском времени, который у нас нарушается на каждом шагу.
Сплошь и рядом показ "Неуловимых мстителей" чередуется с рекламой
презервативов. За эти вещи положены санкции, которые никто и не думает
применять.
- Марина Леонидовна, так вы, получается, за цензуру?
-
"Цензура" по-французски - это ремень безопасности. То, что позволяет
пассажиру в машине остаться живым. А мы до сих пор мыслим категориями
шестидесятников, которые знали только одну цензуру - политическую. И
так напуганы ею, что готовы теперь все себе разрешить.
- Но ведь это самый простой путь - взять, да и что-нибудь запретить.
-
Запретов как минимум недостаточно. Нужно создавать новые каналы,
гуманитарные, детские, психологические. И обеспечивать людям
гарантированное Конституцией право на полноту информации, то есть на
хорошие новости. Да, в мире есть зло, но если показывать только его,
правда становится ложью.
* * *
"Самые обычные" новости
Перед вами новостные темы двух российских каналов - Первого и "России" - в один из ничем не примечательных дней:
- Неофициальные ледовые переправы обрекают людей на смертельный риск.
- Девять российских моряков уже полгода не могут вернуться на Родину из Западной Африки.
- Давка и столпотворение в паспортных столах Владивостока.
- В Чечне в результате спецоперации уничтожены 15 боевиков во главе с Абувалидом Астамировым.
- Число жертв аварии на нефтеперерабатывающем заводе в Алжире достигло 20 человек.
- В Москве при обрушении строительных лесов пострадали восемь человек.
- Цены на нефть в Лондоне снова растут.
- В игрушечных мишках и пупсиках обнаружена ртуть.
- Московский генерал стал фигурантом дела о замерзших призывниках.
- В порту Гамбурга затонуло речное судно.
- Жертвами гриппа в Самаре стали три человека.
- Израильские самолеты бомбят Сектор Газа.
- Взрыв газа в Алжире унес 27 жизней.
- В Петербурге грузовик упал с виадука, погибли три человека.
* * *
Сколько на этом зарабатывают...
Евгений
Киселев на последнем месте работы на канале ТВС получал в месяц 50
тысяч "зеленых", труд Владимира Познера оценивается в 35, Николая
Сванидзе, Светланы Сорокиной - в 30, Савика Шустера - в 25, Татьяны
Митковой и Михаила Осокина - в 12, Максима Галкина - в 10 тысяч
долларов.