Газета «Наш
Мир» Первую в Петербурге мусульманскую поликлинику открыла в январе религиозная организация «Мекка». Медучреждение под названием «Абу Али ибн Сина» находится у станции метро «Горьковская», в Крестьянском переулке, 7/4.
Об этом «Балтинфо» сообщил председатель «Мекки» Ринат Валиев. В поликлинике работают маммологи, невропатологи, терапевты, хирурги, гинекологи, а также «суннатчы-хирург» (специалист по проведению обрезания).
Большинство врачей и санитаров - «светские мусульмане», татары и таджики по национальности. У них есть медицинские лицензии, некоторые раньше занимались частной практикой.
«На первых порах врачи-мусульмане будут осматривать клиентов и направлять в различные медучреждения для дальнейшего лечения или сдачи сложных анализов. Ведь, например, рентгена, ЭКГ, МРТ, другого дорогого оборудования у нас пока нет», – рассказал Валиев.
По его словам, услуги мусульманской поликлиники будут платными. Но предполагаются скидки для пенсионеров, инвалидов, многодетных. Аренду помещения и зарплату врачам будут оплачивать спонсоры. Председатель «Мекки» говорит, что услугами поликлиники смогут пользоваться и люди других вероисповеданий. Например, не каждая православная или иудейка захочет, чтобы ее осматривал мужчина-гинеколог. Тогда она сможет прийти в исламскую поликлинику.
До нынешнего дня в Петербурге существовало только одно религиозное медучреждение – православная больница Святой Блаженной Ксении Петербургской. Она находится на Обводном канале, недалеко от Духовной семинарии. Ей уже больше десяти лет. В больнице лечат не только духовенство, но и прихожан, которых направляют туда батюшки местных приходов. К появлению исламской поликлиники высшие православные клирики Петербурга отнеслись довольно спокойно.
«Главное, чтобы там не насаждали противопоставление, противостояние ислама другим конфессиям, - считает протоиерей Александр Будников, председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии РПЦ - Если же мусульмане открывают поликлинику только во имя добра и здоровья – пусть будет, ради Бога…»
Исламская медицина довольно своеобразна. Основное отличие от обычной - строгое гендерное разделение. С женщинами могут общаться только медики-женщины, с мужчинами – соответственно, мужчины. Кроме того, пациентам-мусульманам нельзя вводить спиртосодержащие лекарства. Некоторые верующие даже попадание спирта на кожу считают зазорным. Поэтому в исламских клиниках, в основном, используется хлоргексидин.
Есть проблемы и с некоторыми лекарствами. Например, мезим делают из ферментов поджелудочной железы убойного скота, в том числе свиней. Из тех же ферментов готовят инсулин. А употреблять свинину мусульманам категорически запрещено. Несколько ученых-богословов даже выпустили фетвы - решения, выносимые по какому-либо вопросу, основанные на законах ислама. Фетвы разрешают принимать мезим и инсулин. В них говорится, что если синтетических аналогов нет, то разрешено применять любой препарат, если он нужен для сохранения здоровья.
В отличие от ислама православная религия не требует особых условий при лечении. Женщинам разрешается посещать мужчину-гинеколога или врача, исповедующего другую религию. Правда, каноны 5-6 веков утверждают, что православным нельзя лечиться у врачей-иудеев. Этой же точки зрения до сих пор придерживаются в некоторых ортодоксальных монастырях Русской православной церкви. Однако официально РПЦ разрешает лечиться своим адептам у кого угодно, главное, чтобы была государственная лицензия на медицинскую деятельность.
К открытию исламской поликлиники с пониманием отнеслись и представители иудаизма, заявив, что понимают необходимость ее появления, поскольку сами сталкиваются с трудностями, попадая в обычные больницы.
«В Петербурге нет иудейских поликлиник и больниц, - рассказывает Мойше Трескунов, представитель Большой хоральной синагоги. - По еврейскому закону, если есть два одинаково квалифицированных врача, то мужчине лучше обратиться к мужчине, а женщине к женщине. Если нет, то здоровье, как говорится, дороже. Что касается некошерных ингредиентов в лекарствах, то здесь все зависит от степени заболевания. Если болезнь угрожает жизни иудея, то опять же отступают все остальные законы и любые лекарства можно принимать. Но при условии, что нет кошерных аналогов».
По словам Трескунова, кошерность пищи - это главный вопрос для верующих иудеев, которые лечатся в больницах Петербурга. Члены общины вынуждены сами носить им еду несколько раз в день. Тем не менее, в синагоге пока не задумываются об открытии собственного медучреждения.
Отметим, что 2 года назад в Москве открылась первая мусульманская поликлиника. Стоимость годового обслуживания в ней составляла 13900 рублей. По словам представителей клиники, подобные заведения планировалось открыть в ряде российских регионов с преобладающим мусульманским населением. Однако впоследствии лечебница закрылась по финансовым причинам. |