Газета «Наш
Мир» Сотни тысяч сторонников индуистской веры совершили ритуальное омовение в священных водах реки Ганг. Это произошло еще до рассвета 14 января. Так началось крупнейшее религиозное собрание во всем мире.
Отважно вступая в холодную воду, орды паломников встали перед восходом солнца и стали пробираться в темноте к берегу реки, чтобы полностью погрузиться в ее священные воды.
Главное действо, по традиции, разворачивается возле северного города Джайпур. Сюда люди стекаются со всех уголков Индии: целые семьи и супружеские пары, богатые и бедные, предприниматели и батраки, а также странствующие "садху" (святые люди), облаченные в шафранового цвета одежды. Более мелкие ритуалы купания были проведены по всей длине реки Ганг.
В восточном штате Западная Бенгалия семерых паломников, в том числе одного ребенка, затоптали до смерти, когда сотни преданных ринулись вперед, чтобы занять места на пароме, который доставляет паломников в особый район для омовения на острове Гангасагар, где река Ганг впадает в Бенгальский залив.
Для приверженцев индуизма три месяца праздника Кумбх Мела, проходящего раз в 12 лет, дают шанс смыть свои грехи, разорвать кармический цикл жизни и возродиться вновь.
Даже в стране, где массовые мероприятия являются обычным делом, Кумбх Мела отличает просто небывалый размах.
В четверг несколько миллионов людей уже приняли участие в первом из четырех особенно благоприятных с точки зрения религиозного календаря днях омовения. Миллионы других ожидают своей очереди в расползшемся на много километров лагере паломников в Харидваре. Празднества продлятся 12 недель.
Справка
Кумбх Мела, или "Праздник кувшина (горшка)", уходит корнями в индуистскую мифологию. Согласно легенде, боги сразились с демонами за обладание "кумбх" — горшком, содержащим эликсир бессмертия. Во время битвы, длившейся 12 дней (что соответствует двенадцати человеческим годам), четыре капли волшебной жидкости выплеснулись из сосуда. Там, где они упали на землю, возникли священные города: Аллахабад, Харидвар, Уджайн и Насик. В районе Аллахабада известны даже географические координаты точки падения легендарной капли — 25°28' с. ш. 81°52' в. д. По некоторым данным, к Сангаму — месту слияния Ганга и Ямуны, массовые паломничества совершали уже в IV тысячелетии нашей эры. Первое неоспоримое письменное свидетельство о Кумбх мела относится к 643 г. н. э.: составленное неким китайским путешественником описание праздника в Аллахабаде (тогда город назывался Праяг).
Кумбх Мела издавна служил поводом для выяснения отношений между соперничающими направлениями и школами индуизма. Вплоть до конца XIX столетия принципиальный для многочисленных индуистских течений вопрос: кому первому войти в воду, решался в потасовках между представителями сект "нага" — садху-аскетов, выступавших в роли "ударной силы". Баталии, доходившие до кровопролития, удалось остановить лишь вооруженным вмешательством британской колониальной администрации, а в наши дни ситуацию контролируют силы безопасности Индии. Сегодня "состязания" происходят в форме рафинированных религиозных диспутов, иногда переходящих в словесные перепалки.
Целые деревни — мужчины и женщины, дети и старики — стоически переносят изнурительное многодневное путешествие. Из всех концов страны люди идут в Аллахбад с единственной целью — искупаться в месте слияния священных рек индуизма: Ганга, Ямуны и Сарасвати — третьей, невидимой реки, которая, согласно индуистской мифологии, сливается здесь в единый поток с двумя реально существующими.
Кумбх Мела — праздник религиозный, но за последние десятилетия он стал приобретать черты грандиозного коммерческого мероприятия. Логотипы транснациональных корпораций мелькали на вывесках бесчисленных лавчонок в гигантском таборе паломников. В отличие от хаджа (паломничества в Мекку к исламской святыне Каабе или в Медину к гробу Мухаммеда), считающегося у мусульман подвигом благочестия и запрещенного для "неверных", Кумбх Мела открыт для всех желающих. Требуется только соблюдать установленные правила поведения и не оскорблять верующих назойливым любопытством.
Другое знамение времени — проникновение новых технологий в религиозные массы. Информационные центры были установлены так, чтобы наблюдать за ритуалом могли верующие в 150 странах. И, наконец, нередко можно было лицезреть садху, раздающего свои наставления по мобильному телефону.
|