Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш
Мир»
Первое, что приходит в голову по поводу «Аватара» Джеймса Кэмерона —
что все дело в технологиях и спецэффектах. Дивный новый мир получился
настолько завораживающим, что вспоминается как сон.
Это приятно, но нечестно. Может, еще не всякий зритель морально
готов к тому, чтобы образы внедряли ему прямо в подсознание. Может, он
бы дал еще поработать собственному воображению, а воображением уже
распоряжается кто-то другой. Нет смысла воспроизводить в подробностях
спор о роли спецэффекта в кино — был ли он художественным прорывом или
погубил высокое предназначения кинематографа как интеллектуального вида
искусства.
Разлагающему влиянию массового кино часто противопоставляют
развивающее влияние театра, особенно древнего. Между тем, «отцом
спецэффекта» был великий греческий трагедиограф Эсхил, придумавший
«бога из машины», выдвижную платформу эккиклему, а также, для одной из
постановок, — как сделать, чтобы целая гора ушла под землю к вящему
удивлению ничего не подозревающих зрителей.
При помощи сценических чудес
Если даже великий Эсхил не находил ничего порочного в том, чтобы при
помощи сценических чудес сделать более доходчивыми для «простых людей»
свои сложные политические, религиозные и нравственные идеи, то уж нам
и подавно совершенно нечем возмущаться, а следует с кротостью
и благодарностью принимать все технологическое великолепие современного
кино.
Тем более что только поначалу казалось, что спецэффект лишь
компенсирует банальность сюжета о любви белого человека к туземной
царевне. Теперь очевидно, что публика, от самых наивных зрителей до
весьма трезвомыслящего писателя Дмитрия Быкова, взволновалась
и озаботилась более всего предательством, которое совершает главный
герой, парализованный морской пехотинец Джейк Салли.
Быков написал длинное взволнованное рассуждение о пользе таких
предрассудков, как Родина, и о том, почему предавать своих нельзя, даже
если они совершенно не правы. Есть от чего прийти в возбуждение. Одно
дело, когда тебе теоретически втолковывают, что человек может быть
только целью. И совсем другое — когда на глазах у изумленной публики
человека превращают в средство для достижения нечеловеческих целей.
Люди, вроде бы, уже погубили к 2154 году Землю, а теперь и Пандору
пытаются использовать без всякого благоговения, как простой рудник. А
синие хвостатые на’ви тоже не сказать, чтобы ужас какие милые. Нам дали
хорошо разглядеть ровно четверых, остальные представляют из себя
лишенную индивидуальных черт массу. И животные на Пандоре совершенно
необаятельные: гладкая скользкая кожа, костяной оскал, шесть
конечностей, четыре глаза – бррр!..
Так чем же взял публику Кэмерон? Неужто белыми пушинками, летящими
с экрана в зал? И с чего вообще зрители поверили, что Земля к 2154 году
погибла? Ее ведь нам не показали. О том, что она погублена, говорит
предатель Джейк Салли, да и кино в любом случае не тот вид искусства,
героям которого следует верить на слово.
Сливаться в экстазе с каждой встречной березкой
Пандора с ее экосистемой наводит на воспоминания о лемовском
Солярисе — там вся планета была гигантским мозгом, а эта, судя
по некоторым признакам, является одним гигантским организмом. Поэтому
из противопоставления земной техногенной и пандорианской естественной
цивилизаций невозможно извлечь экологическую мораль. У нас нет на теле
волоконец, позволяющих сливаться в экстазе с каждой встречной березкой,
а у на’ви есть, так же, как у всех остальных живых существ Пандоры.
Из чего следует, что это нам только кажется, что каждый отдельно
взятый представитель на’ви является самостоятельной особью. На самом
деле любой из них — только часть какого-то другого организма. И
получается, что Джейк Салли полюбил не гуманоида, а, скажем, эритроцит.
А еще главный герой — инвалид. Таким образом, Кэмерон успевает
заодно поставить довольно болезненный в нашу политкорректную эпоху
вопрос о связи физической полноценности с нравственностью. Или, проще
говоря, об абсолютной справедливости поговорки «в здоровом теле —
здоровый дух».
Душа стремится к совершенству
Не так давно Умберто Эко чрезвычайно внятно разъяснил, почему
человеку и человечеству для выработки единообразных нравственных
принципов не нужен Бог, а вполне достаточно одинакового у всех тела.
Начиная с «Человека-невидимки» Герберта Уэллса в искусстве неоднократно
поднимался вопрос о том, что отсутствие или утрата одного физического
параметра неким человеком мгновенно делают для него недействительным
всеобщие моральные правила. Ровно об этом же был «Парфюмер» Патрика
Зюскинда. Кинематограф, как водится, подхватил и развил тему. После
невидимого и непахнущего мы получили теперь еще и неспособного
самостоятельно передвигаться. Другое тело требует других правил, а душа
стремится к совершенству. В итоге Джейк Салли признает более родным из
двух своих тел то, которое полноценно.
Но и предательство может быть поставлено под сомнение, и не только
потому, что армия полковника Кворитча — это еще не все человечество.
Если Джейк Салли воюет с людьми на стороне на’ви, почему бой такой
странный?
Почему конница идет в лобовую атаку на танки — от того ли только,
что это более зрелищно, чем партизанские действия? Либо «воин из клана
солдафонов» — бездарный полководец, либо он до последнего момента
не может решить, кого бы ему предать. В конце концов, не он убил
полковника, а синяя царевна. Она целилась в Кворитча стрелой
с нейротоксином, а мы сидели в зале и переживали — ну же, давай же!.. И
кто из вас, люди, был в этот момент на стороне полковника? Вот то-то
и оно-то. Это и называется — «волшебная сила искусства».
Одна из легенд гласит, что бывший дальнобойщик Джеймс Кэмерон
в действительности не столько свободно распоряжается плодами
собственной буйной фантазии, сколько работает на сверхсекретное
подразделение ЦРУ, главной целью которого является «реализация
возможности использования подсознательных образов и эмоциональной
манипуляции с целью подготовки человечества к «спроектированному
будущему»».
Что ж он спроектировал на этот раз? А, пожалуй, вот что: не Джейка
Салли, а зрителя заставил совершить предательство. Причем многие
поняли, какими выразительно-изобразительными средствами их перетянули
на сторону на’ви, но противостоять воздействию никто не смог. Или
не пожелал.
Кто же устоит против красивой белой пушинки, которая почти садится тебе на нос?
|