Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш
Мир»
Согласно проведенным в Университете штата Мичиган исследованиям,
жители Азии и Северной Америки действительно видят мир по-разному.
Рассматривая фотографию, североамериканские студенты европейского
происхождения уделяют больше внимания объекту, находящемуся на переднем
плане, в то время как студенты из Китая тратят больше времени на
изучение фона и пытаются воспринять сцену в целом. Исследователи
во главе с Ханной-Файе Чуа и Ричардом Нисбеттом отслеживали движения
глаза студентов - 25 американцев европейского происхождения и 27
китайцев, чтобы определить, на что они смотрели на картине и как долго
сосредотачивались на каждой специфической области. «Они видят мир
в полном смысле слова по-другому», - сказал Нисбетт, который полагает,
что различия имеют культурную подоплеку. «Азиаты живут в обществе с
более сложной социальной структурой, чем мы, - сказал он в телефонном
интервью. - Они должны больше, чем мы, уделять внимания другим людям.
Мы - индивидуалисты. Мы можем быть слонами в посудной лавке, они себе
этого позволить не могут». О своих результатах исследователи сообщили в журнале Национальной Академии наук. Для
китайской культуры ключевым понятием является гармония, сказал Нисбетт,
в то время как на Западе мы ищем способы добиться цели, уделяя меньше
внимания всему остальному. И это отражалось в подходе к экологии и
экономике уже тысячи лет назад. В древнем Китае развивалась система
орошаемого сельского хозяйства. Крестьяне должны были жить вместе друг
с другом и распределять воду, зная, что никто никого не обманывает. С
другой стороны, западная модель отношений родилась и развивалась в
Древней Греции, где было больше личных хозяйств. Их владельцы, работая
подобно самостоятельным фермерам, выращивали виноград и маслины. Так что различия в восприятии уходят корнями, по крайней мере, в двухтысячелетнюю древность. Аристотель,
например, сосредотачивает свое внимание на объектах. Камень тонет в
воде, потому что он имеет свойство тяжести, дерево плавает, потому что
имеет свойство плавучести. Но он забывает о самой воде. В то же время,
китайцы считали, что все действия связаны со средой, в которой они
происходят, так что они поняли идею непрерывности и магнетизм раньше,
чем это произошло на Западе. Нисбетт проиллюстрировал это в
эксперименте, в котором японцы и американцы рассматривали изображения,
сделанные под водой, и сообщали, что они видят. Американцы сразу
указывали на самые яркие или наиболее быстро двигающиеся объекты,
например на трех плывущих форелей. Японцы чаще говорили, что они видят
течение воды, камни на дне, что вода зеленая, и лишь затем упоминали о
рыбе. Нисбетт сообщил, что японцы дали на 60% больше информации о фоне
и вдвое больше об отношениях между фоном и объектами переднего плана,
чем американцы. В последнем эксперименте исследователи отслеживали движение глаза китайцев и американцев в процессе рассматривания картин. Американцы
прежде всего обращали внимание на объект переднего плана - на леопарда
в джунглях, например - и смотрели на него дольше. У китайцев отмечено
больше движений глаз, особенно по фону и между главным объектом и фоном. Уверенность
в том, что различия являются культурными, подкрепляется следующим
фактом: когда изучались представители Азии, выросшие и воспитанные в
Северной Америке, их способ рассматривать изображение результаты был
промежуточными между жителями Азии и евроамериканцами и иногда ближе к
американцам. Кайл Р. Кейв из Университета штата Массачусетс в
Амхерсте прокомментировал проведенные исследования: «Эти результаты
особенно поразительны, потому что они показывают, что эти культурные
различия распространяются на низкий уровень перцептивных процессов,
таких, как управление движением глаз. Они предполагают, что способ,
которым мы видим и исследуем мир, зависит буквально от того, где мы
жили до этого". Кейв также сообщил, что исследователи в его
лаборатории нашли различия в движении глаз между представителями Азии и
западного мира при чтении как следствие различий в стилях письма на
соответствующих языках. «Когда вы обращаетесь помимо этих
экспериментов ко всем исследованиям культурных различий, вы
обнаруживаете, что люди одной культуры добиваются большего успеха в
одних задачах, в то время как представители других культур добиваются
большего успеха в других. Я думаю, что было бы трудно утверждать на
основе этих данных, что та или иная культура вообще превосходит в
познавательном плане другие».
|