Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш
Мир»
Канадские ученые считают, что возрастное ослабление способности
мозга отсеивать ненужную информацию – это не всегда столь уж плохо.
Опыты показали: фиксация ненужных деталей иногда облегчает мозгу
извлечение информации из памяти.
Мозг человека фильтрует
поступающую информацию, запоминая лишь незначительную ее часть. Эта
способность, как было известно психологам, с возрастом слабеет: пожилые
люди хуже выделяют наиболее важное. Но, судя по результатам
исследования канадских ученых, далеко не всегда можно назвать это
недостатком.
Всякая всячина
В ходе
экспериментов ученые из Университета Торонто сравнивали между собой две
группы добровольцев. В одну из них вошли люди в возрасте от 17 до 29
лет, в другую – от 60 до 73 лет. Всем испытуемым психологи предложили
одну и ту же задачу.
На экране демонстрировались картинки и не
связанные с ними слова. Например, если под фотографией птицы появлялось
слово «прыжок», его с разрешения исследователей можно было
игнорировать. Важны только картинки, гласила инструкция, если
появляется уже увиденная картинка – следует нажать пробел на клавиатуре.
После
выполнения этого задания добровольцам давали десять минут на перерыв, а
потом снова показывали картинки. На этот раз изображения были трех
типов: из предыдущей серии с теми же посторонними словами (птица +
слово «прыжок»), из предыдущей серии с новыми словами (та же птица, но
со словом «фотоаппарат», например) и совершенно новые картинки.
На
основе того, как испытуемые отсеивали новые изображения, ученые делали
выводы о работе их памяти. А посторонние слова позволяли не только
оценить, насколько хороша память, но и понять, какова роль в процессе
запоминания сторонних факторов, обычно выступающих в виде помех или
ненужного фона.
Где-то мы это видели
Результаты,
которые ученые описали в журнале Psychological Science, оказались
весьма интересными. Пожилые люди лучше вспоминали ранее показанные им
изображения с посторонним словом, что, по мнению авторов исследования,
говорит о способности мозга запоминать объект в паре с чем-то еще и
даже там, где этого делать не требуется.
В самом деле инструкция
недвусмысленно гласила: слова не нужны. Но мозг старших участников
эксперимента все равно их фиксировал, а потом использовал эту
информацию для извлечения картинки из памяти. Там, где слова не
совпадали с увиденным на экране, результаты пожилых были не лучше, чем
у молодых. Зато на совпадающих парах пожилые люди демонстрировали свое
превосходство.
И что теперь?
Доктор Линн
Хашер, под руководством которого было выполнено исследование, говорит,
что проведенная работа отчасти объясняет такое понятие, как мудрость. У
людей старшего возраста отмечается более слабая концентрация внимания,
и их воспоминания привязаны в большей степени к деталям, иногда
незначительным для стороннего наблюдателя. Но для принятия решений в
реальном мире это способно оказаться вовсе не недостатком, поскольку
вероятность вовремя что-то вспомнить у пожилых даже при нехватке
информации оказывается больше, чем у молодежи.
|