По предварительным данным, в прошедшем году Китай стал мировым
лидером по объему экспорта. Но, похоже, это его нисколько не
обрадовало, ведь именно экспорт служит причиной многочисленных торговых
конфликтов с другими странами.
В последние годы Китай методично обходил одного за
другим всех ведущих мировых экспортеров. Оставалась Германия –
глобальный лидер по поставкам товаров и услуг за рубеж. К исходу
прошлого года и этот соперник, похоже, остался позади. За прошедший год
ФРГ, по предварительным оценкам, экспортировала товаров и услуг на
сумму $1,17 трлн, в то время как Китай – более чем на $1,2 триллиона.
Китай стал крупнейшим мировым экспортером благодаря
кризису, но лишь в результате того, что его экспорт сократился не так
сильно, как германский. Падение показателей внешней торговли КНР
продолжалось практически весь год; только в ноябре стал расти импорт, а
в декабре наметился небольшой рост экспорта. По итогам 11 месяцев 2009
г. товарооборот Китая с тремя крупнейшими торговыми партнерами – ЕС,
США и Японией – упал, соответственно, на 17%, 13,4% и 17,4%. Даже
торговля со странами АСЕАН (с которыми у Китая сложились уже
практически интеграционные отношения) сократилась на 13,2%. Таким
образом, весь год внешняя торговля тормозила рост китайского ВВП. И то,
что он все-таки вырос на целых 8,5% – заслуга исключительно внутреннего
рынка.
Перспективы восстановления динамики экспорта пока весьма
туманны, поскольку будут определяться тем, насколько хорошо идут дела у
торговых партнеров Китая. А там признаки преодоления кризиса пока
довольно слабые. Следовательно, существенного роста спроса на продукцию
китайских производителей в мире пока ждать не приходится.
Тем временем засилье китайских товаров на мировых рынках
давно стало притчей во языцех. И с ним ведется борьба, которая еще
больше подрывает позиции китайского экспорта. Товары "Made in China"
лидируют в мире по количеству применяемых против них антидемпинговых и
иных защитных мер. По данным министерства коммерции КНР, только за 2009
г. Китай стал объектом более 100 торговых протекционистских мер – это
мировой рекорд.
Пекин обеспокоен, поскольку это закрепляет за китайским
экспортом репутацию агрессора, от которого нужно защищать рынки. Кроме
того, протекционистские меры торговых партнеров имеют и вполне
определенные социальные последствия: например, вследствие введения
Евросоюзом в 2006 г. антидемпинговой полшины в отношении обуви
китайского производства в КНР потеряли работу около 20 тысяч человек.
Вообще, самые болезненные для Китая торговые ограничения вводят США и
Евросоюз, но их примеру уже следуют такие государства, как Аргентина,
Мексика и даже партнеры по БРИК – Бразилия и Индия. Что касается США,
они уже успели в начавшемся году ввести очередную защитную меру в
отношении китайской продукции – предварительную антидемпинговую пошлину
в размере от 43% до 289% на ввоз металлической чушки.
Впрочем, нынешняя неблагоприятная ситуация с внешней
торговлей наглядно продемонстрировала одну важную и позитивную для
Китая истину: он уже не является экспортоориентированной страной в той
мере, в какой привыкли рисовать его многие эксперты. Внешняя торговля
по-прежнему составляет весомую долю ВВП, однако КНР может поддерживать
высокий экономический рост даже в условиях снижения показателей
экспорта. Из почти полутора миллиардов населения Поднебесной на экспорт
трудятся не более 40 миллионов человек. Это, конечно, немало, но и
некритично в общих масштабах. Причем вялый посткризисный спрос на
внешних рынках будет подталкивать все большее число предприятий
переключаться на обслуживание потребностей внутреннего рынка, где
наблюдается количественный и качественный рост потребления. В настоящее
время население КНР, почти в пять раз превосходящее население США,
потребляет в десять раз меньше, чем американцы. Так что большинство
товаров "Made in China", которые широким потоком текут на внешние
рынки, могут найти спрос и в самом Китае.