Газета «Наш
Мир» С тех пор как 5 декабря 1492 года каравелла "Санта-Мария" Христофора
Колумба причалила к берегу Гаити и остров был объявлен испанским,
местная история пошла по одному из самых жестоких путей в полушарии.
Коренное население острова было целиком истреблено конкистадорами уже к
началу XVII века. Тогда испанцы, первоначально владевшие всем островом,
который в то время назывался Эспаньола (то есть Маленькая Испания),
первыми стали завозить на Гаити рабов из Западной Африки —
преимущественно для добычи золота. Позднее, в 1620 году, будучи не в
состоянии противостоять нападениям французских и голландских пиратов и
контролировать всю Эспаньолу, первооткрыватели сместились на ее восток
и закрепились на территории современной Доминиканской Республики. А
запад автоматически достался французам, которые, в отличие от испанцев,
сообразили, что главное богатство острова — не золото, а кофе и
тростник. Очень скоро французская «зона оккупации» стала самой богатой
колонией во всей Америке. Такой статус ей обеспечивали опять-таки более
полумиллиона африканских рабов, условия жизни которых на Гаити слыли
особенно тяжелыми. Уже в начале XVIII века тут действовали несколько
крупных поселений маронов — беглых рабов, совершавших нерегулярные и
плохо организованные набеги на французские поселения. Настоящая борьба,
которая впоследствии привела к созданию первого в мире независимого
государства с черным населением, началась в 1791 году, когда бывший раб
по имени Букман призвал людей к борьбе с французами. Восстание,
возглавляемое Жаном Франсуа и Антуаном Биассу, разгорелось в августе
того же года, после пленения и казни Букмана французами. Первая в мире
революция рабов продолжилась и привела к созданию в 1804 году
независимого государства – Гаити(в переводе с языка истребленных
индейцев - «земля гор»).
Став вторым — после США — государством в регионе, обретшим свободу, и
первым и единственным, где восстание рабов увенчалось успехом, молодое
государство быстро сползало в трясину внутренних конфликтов.
Последующие сто лет были ознаменованы постепенным возвращением на Гаити
европейцев, а также правлением весьма бесхарактерных личностей, что в
1915 году закончилось американской оккупацией, длившейся 19 лет. В
1957-м к власти пришел Франсуа Дювалье, известный как Папа Док (то был
один из любимых объектов советской пропаганды). Объявив себя
пожизненным президентом, упразднив армию и создав тайную полицию
(знаменитый корпус «тонтон-макутов»), Папа Док стал, возможно, самым
жестоким правителем за всю историю маленькой страны. В 1971-м, умирая,
он передал власть сыну — Жан-Клоду, Беби Доку, который фанатично
продолжал родительское дело и был смещен лишь в 1986 году, что и
положило начало современной гаитянской традиции насильственной смены
власти. Жан-Бертран Аристид, первый в истории страны демократически
избранный (в 1991 году) лидер, также лишился должности в результате
кровавого переворота.
Современный Гаити можно назвать островом невезения. Настолько была
неустроена жизнь этой страны и до катастрофического землетрясения. Пэт
Робертсон, известный американский протестантский
проповедник-экстремист, один из вдохновителей Буша-младшего, даже
заявил: "Когда-то Гаити находился под властью Франции. Но при Наполеоне
они заключили сделку с дьяволом и пообещали ему поклоняться, если тот
предоставит Гаити свободу. Дьявол согласился, и они действительно
выгнали французов. С тех пор страну преследуют сплошные несчастья".
Действительно, по статистическим оценкам, 80% гаитян считали себя
католиками, почти 20% - протестантами, но 85% гаитян при этом были
поклонниками языческо-колдовского культа вуду (главные действующие лица
которого колдуны-мбацавы и их слуги - ожившие мертвецы зомби).
Многие до сих пор считают первого вдохновителя восстания рабов Букмана жрецом вуду.
Сайт "Исламское понимание"
незадолго до гаитянской катастрофы разместил материал, позволяющий
по-новому взглянуть на некоторые стороны истории и современности Гаити.
Гаити, страна в Карибском море, которая ассоциируется с африканским
языческим культом вуду, перед катастрофическим землетрясением являлась
домом для маленькой, но быстрорастущей мусульманской общины. На Гаити
действовало два исламских центра в столице Порт-о-Пренс и еще десяток
по всей стране. Эти центры были открыты гаитянами, принявшими ислам.
Численность мусульман-гаитян была около 5 тысяч человек, и это не
считая мусульман-иностранцев.
"Я вернулся на Гаити в 1985 году, чтобы призывать людей к исламу", -
рассказывал Абдулла аль-Али, имам мечети в гаитянском городе Дальмас. -
"Сам я принял ислам в Канаде, и в 1993 году купил землю, чтобы
построить эту мечеть. Многие гаитяне стремятся познать истину, и ислам
открывает ее для них. Если мы последуем руководству Аллаха, я думаю,
жизнь наша изменится к лучшему".
Гаити нищая страна с разваленной экономикой, где люди страдают от
недоедания и постоянной политической нестабильности. Поэтому многих
гаитян, принявших ислам, в исламе привлекла идея справедливости и
большое внимание к помощи нуждающимся.
Ясин Хеллади, алжирский экономист, живший на Гаити, провел неформальный
опрос, чтобы выяснить вероисповедание населения Гаити. Он считал, что
принципы ислама, такие как социальная справедливость, поощрение
образования и общинный дух, очень близки местному населению. «Кроме
того ислам регулирует экономические взаимоотношения, земельные споры и
финансы, он фактически предлагает альтернативную экономическую модель.
А это как раз то, что так необходимо на Гаити», - говорил Хеллади.
А вот что рассказал один из гаитянских мусульман по имени Самаки
Фуссойни в мечети в Дальмасе: "Букман никогда не практиковал вуду. Он
был родом с Ямайки и получил прозвище Букман, потому что с ним всегда
была книга, которую он читал. Франзузские колонисты называли ее
«перевернутой книгой». "Они назвали ее так, потому что это был Коран,
который читают слева направо".
Мусульмане Гаити являлись маленькой общиной в католическо-языческой
стране, десятилетиями страдающей от диктатуры и кровавых репрессий.
"Аллах говорит, что если человек убьет другого человека, то это подобно
тому, как если бы он убил все человечество,- сказал гаитянский имам. -
Мусульмане должны использовать оружие любви, потому что насилие, как мы
видим здесь, на Гаити, не приведет ни к чему хорошему".
После катастрофы на Гаити люди не могут не задуматься о том, во что они
верят, кто является истинным Богом. Возможно, это приведет к новому
этапу в жизни Гаити.
|