Газета "Наш Мир" br>Газета «Наш
Мир»
Многие ли из вас задумываются, с какой стати 2010 год от Рождества
Христова, после установления Советской власти превратившегося в
календаре в год «нашей эры», является Годом Тигра? Какая связь между
лунным восточным зодиаком и солнечным христианским календарём? И какая
связь между положением звезд, под которым рождается человек, «наукой
астрологией» и немалой прибыльностью «астрологической темы» в
современных СМИ?
Многие из нас слышали о Птолемее, которого
опроверг Коперник, доказавший, что это не вселенная вращается вокруг
Земли, а Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца.
Больше полутора тысяч лет, мол, Птолемей довлел в европейской
астрономии, а Кеплер, Коперник, Бруно и Галилей стали героями
Просвещения...
На самом деле Птолемей изобразил астрологическую
карту. Земля была в центре вселенной постольку, поскольку надо было
отобразить расположение звезд на небосводе в те или иные периоды.
Угловые траектории планет, соотношения звёзд в различных секторах и
прочие астрономические явления имели значение для прояснения характера
и потенциальной судьбы человека, для составления предсказаний и для
власти над умами.
Наука о взаимосвязи небесных и земных явлений
издревле была орудием влияния жреческих каст. Во времена повсеместного
язычества прорицания оракулов и астрологические выкладки жрецов
рассматривались народом и властью как неотъемлемая часть выработки и
принятия решений по самым простым и самым сложным поводам.
В те
времена не у многих была возможность отвлекаться от повседневных забот.
Жрецы обладали по сути монополией на системное накопление и обработку
знаний о мире. Это позволяло им складывать в своем узком посвященном
кругу гораздо более цельные картины тех закономерностей, которые
остальным представлялись лишь некими отдельными явлениями, за которыми
стояла непостижимость. Поэтому проходили войны и эпидемии, смены
правящих династий и расселения народов, а власть жрецов над умами
оставалась в целом неизменной.
Поколебало это положение дел
развитие человеческой мысли и её выход благодаря философам и ученым на широкий простор. На рубеже нашей эры жреческая
монополия в Ойкумене пошатнулась. Чтобы сохранить влияние, пришлось
популяризировать дотоле неафишируемые широкому кругу схемы. Чертивший и
писавший свой «Тетрабиблиос» в 140 году н. э. Птолемей жил в Египте
эпохи эллинизма, откуда черпнула истоки астрология в христианском и
мусульманском мире. Но и в ареалах конфуцианства и буддизма жрецам
пришлось становиться астрологами и подстраиваться под новые реалии,
когда системное образование перестало быть их прерогативой.
Сохранить
своё значение астрологии позволило то, что в её основе лежат более или
менее условные наблюдения над взаимосвязью небесных и природных,
включая человеческую натуру, явлений. Несмотря на качественное развитие
духовности и свободы интеллекта, системных знаний о мире по-прежнему не
хватало и «мудрость посвящённых» выглядела привлекательной. Открывшись
в некоторой степени миру астрологи в условиях распространения
образованности получили возможность вовлекать в свои сети. Ведь
образованный человек хоть и получил возможность знакомиться, скажем, с
Птолемеевой премудростью, разобраться в ней самостоятельно все равно не
мог. А, разбираясь, становился зачастую адептом «сакрального знания».
Мировые
религии и философские системы закладывали базис отношения к миру и по
своей практической значимости были, с одной стороны, гораздо глубже, с
другой – гораздо проще «астрологических выкладок». Они освобождали
человеческое восприятие от зависимости, от страха, в то время как
астрология наоборот, опутывала сознание «влиянием стихий» и «властью
светил». Однако до тех пор, пока не повысился уровень элементарных
познаний и базовых представлений, практическое зерно многовековых
наблюдений, которое было заложено в астрологические изыски, сохраняло
своё значение и, несмотря на предупреждения мировых религий и философов
об опасности доверять спекулянтам «от зодиака», астрология сохраняла в
обществе серьёзные позиции.
Новое время увело из-под астрологии
фундаментальную науку. Необязательно вроде бы сегодня вникать в
астрологические схемы, чтобы разбираться в мире. Но власть астрологов
над умами осталась, более того, шагнула на новый, более массовый
уровень.
Несмотря на то, что возможности предоставлять каждому
человеку системное образование сегодня несравнимо выше прежних, широкие
массы далеки от того, чтобы их реализовать. Более того – на позиции
доминирующей выходит модель, в рамках которой адекватное
интеллектуальное развитие предполагается лишь в отношении элиты. А
никуда не девшаяся при этом потребность личности в духовном начале
замещается зачастую теми или иными формами «эзотерики». Что же касается
обывателя, то транслируемая в его сознание информационная мозаика
весьма способствует прибыльности современной астрологии.
|